Государственную консерваторию Узбекистана постигла еще одна горькая и невосполнимая утрата: на прошлой неделе, в возрасте 85 лет, после тяжелой болезни, скончалась Софья Яминовна Сафарова – профессор кафедры концертмейстерского мастерства, чье имя связано с развитием концертмейстерского исполнительского искусства в нашей республике. Ушла красивая, лучезарная женщина, рядом с которой всегда хотелось улыбнуться. Она была жизнерадостным человеком, и у нее был легкий характер вкупе с интеллигентностью и тактом в общении с людьми. Все, что связано с ее именем, всегда имело знак качества с большим плюсом…
Кто-то сказал, что способность смотреть на мир широко открытыми глазами, воспринимать новое, готовность меняться – залог сохранения молодости. Так вот Софья Яминовна была молодой. В ее душе жила богатейшая палитра эмоций.
Сегодня ее ученики, а она воспитала целую плеяду пианистов-концертмейстеров, пишут на просторах интернета слова благодарности, называя ее «единственной, дорогой, доброй, близкой, уважаемой, душевной, правдивой и невероятно любимой всеми». Для них она была второй мамой, Учителем и Человеком с большой буквы. С ностальгией они вспоминают занятия, которые «всегда напоминали возвращение домой, где царила душевная атмосфера, было так же тепло и уютно». Чувствуется, как они скорбят, и как им трудно подобрать слова, чтобы передать горечь невосполнимой утраты, ведь их жизнь разделилась на две части: «до» и «после». Они потеряли человека широкой души, искреннего и поразительно неравнодушного. От нее нельзя было уйти голодным. Она всегда пеклась о жилищно-бытовых условиях своих иногородних студентов, интересовалась, есть ли у них деньги на жизнь. Одним из главных талантов Софьи Яминовны было умение любить. Она любила жизнь во всех ее проявлениях, умела радоваться маленьким радостям, любила путешествия, людей, учеников, свою профессию, музыку, родную консерваторию, которой посвятила около 60 лет своей жизни.
Число учеников профессора Сафаровой насчитывает около двухсот, многие из которых лауреаты Республиканских и Международных конкурсов. Они работают во всех областях Узбекистана и в странах СНГ. Есть среди них и те, которые живут и трудятся в странах дальнего зарубежья. Все они помнят своего любимого педагога, с теплом вспоминая незабываемые студенческие годы, проведенные в ее классе.
Хорошо, когда о человеке говорят с такой доброй, благодарной, и восхищенной улыбкой. Вот и я вспоминаю ее светло и с большой любовью – у нас было немало самых разных встреч, превратившихся в счастливые моменты моей биографии. Один из таких моментов – встреча в телевизионной студии, где в середине девяностых годов состоялся прямой эфир моей авторской программы «Музыкальная гостиная», гостьей которой в тот вечер была Софья Яминовна. Она была, как всегда, неотразима: элегантно одета, красиво причесана, улыбчивая и доброжелательная. Не скрою, ее внешний вид радовал глаз.
Забегая вперед, отмечу, Софья Яминовна Сафарова стала первым в 2002 году в истории нашего музыкального вуза профессором по своей дисциплине, что явилось бесспорным признанием ее заслуг в развитии музыкального образования в Узбекистане. На моей памяти ее незабываемые выступления в тандеме с такими замечательными певцами, как народные артисты Узбекистана Н.Хашимов и З.Соловей, а также заслуженные артистки республики Р.Кучликова, Р.Юсупова и Г.Закирова. Автор ряда публикаций, учебно-методических пособий и статей она была одним из инициаторов Всесоюзного совещания концертмейстеров, проходившего в Ташкенте в 1988 году, когда в нашей консерватории появились такие мэтры концертмейстерского искусства, как Е.Шендерович, К.Виноградов, В.Чачава и многие другие.
Однако вернусь к «Музыкальной гостиной», где я представляла телезрителям свою гостью Софью Яминовну Сафарову – заведующую кафедрой концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана, прошедшую насыщенный яркими событиями творческий путь, в который вместились Ферганская детская музыкальная школа, музыкальное училище имени Хамзы и Ташкентская консерватория. Наш разговор был посвящен профессии концертмейстера, которая не приносит внешнего успеха, потому что аплодисменты и цветы обычно достаются не ему. Каков бы ни был его вклад в успех концерта, он всегда остается вторым, ибо он «сопровождает» – таково значение этого слова «аккомпанировать». Заставить о себе говорить, пребывая в этом музыкантском качестве, почти невозможно, – обратилась я с этой фразой к Софье Яминовне.
Тем не менее, о Важе Чачаве – концертмейстере выдающихся певцов Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Зураба Соткилавы говорят всю жизнь – ответила в тот памятный вечер моя собеседница. Впоследствии каждый из них с большим пиететом вспоминал о нем и о том, сколь многим обязаны они ему в своей успешной карьере.
Концертмейстер – ключевая фигура не только оперного процесса, но и вокального искусства в целом. Однако по своему положению, Вы правы, он всегда был чем-то вроде ассистента, что обидно и неправильно! Концертмейстер обязан быть широко эрудированным музыкантом, знающим большое количество стилей. Знания и опыт такого специалиста требуют к себе пристального внимания. Быть аккомпаниатором не просто. Для того, чтобы грамотно играть и сливаться воедино с голосом вокалиста, нужно быть одновременно педагогом, психологом и творческим человеком, готовым к импровизации. А для этого нужны глубокие знания в теории и постоянное совершенствование навыков аккомпанирования. Для концертмейстера одинаково важны как концерт, так и рабочий процесс, во время которого оттачивается каждая мелочь, каждая деталь. При этом он должен ознакомиться не только с произведением, но и с композиторским стилем автора, особенностями оркестровки, гармонического языка.
Софья Яминовна увлеченно рассказывала, как она сидела на уроках Чачавы в Московской консерватории и слушала, как он работает с вокалистами, какие делает замечания. От нее я, как и телезрители, узнала, что он был старшим сыном выдающегося грузинского поэта Николая Чачавы, посвятившего ему свое знаменитое стихотворение «К сыну». Ну а штрихом к портрету пианиста стал зачитанный Сафаровой отзыв композитора Георгия Свиридова, копия которого сохранилась в моем архиве: «Дорогой Важа Николаевич! Я высоко ценю Вас как тонкого, подлинного музыканта, каких теперь мало, да и всегда было мало… Для меня большое счастье, что к моей музыке пришли такие артисты. Я с уверенностью отдаю свою музыку в Ваши руки… У Вас есть свой стиль, язык, свои чувства, тончайшее восприятие музыки и обостренное ощущение ее деталей. В Вас соединились талантливый музыкант-практик, сын поэта, наследственно чувствующий слово, и человек, хорошо и даже изысканно излагающий свои мысли… Крепко жму вашу талантливую руку. Любящий Вас Г. Свиридов».
Уже после окончания прямого эфира Софья Яминовна рассказала мне, что ее творческое общение с Важей Николаевичем в дальнейшем переросло в крепкую дружбу. Будучи невероятно стеснительным человеком, он неожиданно раскрывался, когда рассказывал о своей профессии, любимых певцах, новых записях, постановках, публикациях.
Через несколько лет мы вновь вернулись к выдающемуся музыканту Важе Чачаве. Это был октябрь 2011 года. Софья Яминовна явно была чем-то встревожена или расстроена. Меня всегда поражала ее сила воли. Жизнь у нее была непростая – в течение нескольких лет она похоронила двух сыновей, внука, мужа, но при этом сохранила невероятный позитив, энергию и жизнелюбие. Но в тот день она была подавлена и, видимо, не в силах сдерживать свои переживания рассказала мне о кончине Важи Николаевича, который, оказывается, в 2008 году покинул московскую консерваторию, в которой служил долгие годы, продал свою двухкомнатную квартиру на Старом Арбате и навсегда уехал в родную Грузию к брату Тенгизу. А 6 октября 2011 года его не стало…
Среди друзей и знакомых Софьи Яминовны были люди самых разных профессий, разного возраста и увлечений. Где бы, когда бы она ни появлялась, всюду к ней были обращены улыбающиеся лица. Такое отношение, такое положение, право же, дорогого стоят. Многих из них уже нет в живых, а девять дней назад ушла и она – человек редкой душевной красоты и благородства. Низкий поклон Софье Яминовне Сафаровой за всех нас – ее коллег и учеников, чей светлый образ всегда будет с нами. Но сейчас – горько…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива профессора М.Гумарова