По сообщению информационной службы Государственного налогового комитета, в 2022 году внесены изменения в статью 138 Налогового кодекса, посвященную камеральной налоговой проверке.
Теперь налоговые органы до начала камеральной налоговой проверки могут провести предпроверочный анализ, который позволяет им проанализировать налоговую отчетность и другие сведения о деятельности налогоплательщика без его непосредственного участия с помощью автоматизированных информационных систем.
Предпроверочный анализ осуществляется без приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если в ходе предпроверочного анализа в представленной налоговым органам налоговой отчетности будут выявлены расхождения с информацией, имеющейся в налоговых органах, и (или) ошибки, в персональный кабинет налогоплательщика будет направлено уведомление о внесении соответствующих исправлений в налоговую отчетность.
В течение 10 дней с момента получения данного уведомления необходимо представить уточненную налоговую отчетность или обоснование выявленных расхождений.
Неисполнение этих обязанностей является основанием для назначения налоговым органом камеральной налоговой проверки.
Предпроверочный анализ считается завершенным с даты представления налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности (обоснования выявленных расхождений) или назначения камеральной налоговой проверки.
Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан»предусмотрен ряд других нововведений.
В частности, дополнена статья о налоговых льготах.
С целью снижения воздействия человеческого фактора учет налоговых льгот осуществляется налоговыми органами с использованием информационных систем и присвоением каждому виду налоговых льгот специального идентификационного кода.
Излишне уплаченная (удержанная) сумма налога на доходы физических лиц, определяемая на основании декларации о совокупном годовом доходе, возвращается физическому лицу, являющемуся налогоплательщиком, на основании его заявления независимо от места его налогового учета.
Практика показала, что в среднем двум тысячам налогоплательщикам НДС из 23 тысяч, подавших заявление на возврат излишне уплаченной суммы было отказано в возврате, по причине того, что их контрагенты сдавали налоговую отчетность раз в квартал.
В связи с этим в целях упрощения порядка исполнения налоговых обязательств и возврата НДС исключена часть вторая ст.259 НК: «Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом является квартал».
На сегодняшний день установлено, что 219,1 тыс. физических лиц являются владельцами 275,9 тыс. объектов недвижимости. При этом информация об использовании почти 50% из них отсутствует в налоговых органах.
С учетом этого и во избежание случаев необоснованного получения налогоплательщиками неоправданной прибыли по НДС в Налоговый кодекс также внесены изменения. А именно: подлежит корректировке сумма налога по приобретенным товарам (услугам), ранее принятая к зачету при их приобретении, в случае, когда эти товары хранятся на объектах недвижимого имущества, предоставляемых в аренду или в безвозмездное пользование на основании договоров, не зарегистрированных в налоговых органах, отмечается в сообщении пресс-службы ГНК.
В.Новиков