Вчера, 30 декабря, скончался известный дирижер, заслуженный наставник молодежи Узбекистана, профессор Владимир Неймер. Ему было 82 года. И, несмотря на то, что он был серьезно болен и обречен, печальная весть о его смерти ввела в ступор не только тех, кто его знал, но родных и близких Владимира Борисовича. Она потрясла и музыкальный мир. Уход маэстро – огромная, невосполнимая потеря…
Владимир Неймер останется в истории музыкальной культуры нашей республики, в памяти музыкантов и учеников как яркий представитель дирижерской школы Узбекистана, продолжатель традиций своих учителей и старших друзей: Мухтара Ашрафи, Алексея Козловского, Григория Данияха, Куванча Усманова, Дильбар Абдурахмановой и, конечно же, своего отца Бориса Неймера. Свыше пяти десятилетий имя Владимира Борисовича привлекало внимание профессионалов и поклонников классической музыки. Наблюдая за ним в течение многих лет, я видела, как самозабвенно служил он искусству, и в этом служении был беспощадно требователен как к себе, так и к своим коллегам. Он никогда не фальшивил ни на сцене, ни в жизни, предельно честно реализуя то, что отпущено было ему природой.
Владимир Неймер родился в 1939 году в Киеве в семье музыкантов. Отец был выдающимся дирижером Украины, мать – скрипачкой, так что выбор профессии музыканта сыну уже был предопределен. Когда началась Вторая мировая война, Неймеры с последними эшелонами были эвакуированы в Узбекистан. В Ташкенте, по признанию Владимира Борисовича, они жили в страшной бедности. Это были голодные годы, папа умер. Но мама нашла средства и возможность обучать сына музыке. В итоге он получил прекрасное музыкальное образование. Поначалу окончив, как скрипач, Республиканскую музыкальную школу имени В,А.Успенского, затем Ташкентскую консерваторию по классу скрипки профессора М.Б.Рейсона, а потом и факультет оперно-симфонического дирижирования под руководством выдающегося педагога, народного артиста СССР, профессора М.А.Ашрафи.
В течение многих лет Владимир Борисович был концертмейстером симфонического оркестра ГАБТа имени А.Навои и Государственной филармонии Узбекистана, где работал под руководством крупнейших дирижеров как нашей республики, так и бывшего Союза. Но когда он испробовал свои силы в симфоническом дирижировании, то незамедлительно принял решение посвятить себя служению этой профессии. Так, в 1973 году Неймер встал за пульт симфонического оркестра ГАБТа имени А.Навои, где состоялось его становление как дирижера. Здесь он осуществил постановку оперы «Кармен» Ж.Бизе, а также балетов «Барышня и хулиган» Д.Шостаковича, «Любовь и меч» М.Ашрафи и многих других.
В 1976 году Неймер становится вторым дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана, в котором успешно проработал около 40 лет. Репертуар дирижера был безграничным. Под его управлением прозвучали симфонические и инструментальные опусы композиторов западноевропейской, русской классики и композиторов современности. Он один из немногих, кто шел широко проторенной дорогой прочного, застрахованного и гарантированно-беспроигрышного успеха, основанного на беспрестанном повторении однажды удачно найденного и принесшего первые соблазнительные лавры признания.
Неймер пользовался авторитетом. Его уважали и даже побаивались. Последнее относилось, скорее, к тем, кто не отличался особой радостью в работе, ибо требовательность дирижера была всегда закономерной и естественной. Он не щадил себя, требуя того же от других. Работа с ним, как правило, приводила к положительным результатам. Владимир Борисович тщательно изучал партитуры, исходя, прежде всего, из намерений композиторов, запечатлевших их с предельной точностью, достойной пристального изучения и осмысления. В результате такой тщательной работы ему удавалось очистить давно заигранные, обросшие бесчисленным количеством исполнительских штампов страницы композиторских опусов и представить их в первозданной, прекрасной чистоте. Напомню его инициативу исполнения в середине 90-х годов всех фортепианных концертов великого Рахманинова на сцене Большого зала Ташкентской консерватории. В фокусе дирижера были такие масштабные произведения, впервые исполненные в Ташкенте, как «Мессия» Генделя, опера «Абу Гасан» Вебера, оперетта «Пинафор» Салимана, Шестая и Четырнадцатая симфонии Шостаковича, Лондонская симфония Воана-Уильямса, поэма «Смерть ребенка» Ульриха и многие другие.
Премьеры своих музыкальных опусов ему не раз доверяли и композиторы Узбекистана – Т.Курбанов, Ф.Янов-Яновский, Д.Сайдаминова, А.Мансуров. Вручая маэстро свои партитуры, они знали, что их сочинения будут исполнены на высоком художественном уровне. С Национальным симфоническим оркестром Узбекистана дирижер гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Киеве, Риге, Новосибирске, Владивостоке, Душанбе и Анкаре.
Эрудиция Неймера позволяла ему успешно решать интереснейшие репертуарно-исполнительские проблемы. Например, составить филармонические абонементы так, чтобы они были содержательны, разнообразны, целенаправленны не только по своим программам, но и исполнительским силам, чтобы содержание абонементов удовлетворяло вкусы любителей музыки, и не только удовлетворяло, но и воспитывало одновременно слушателей, впервые приобщившихся к большому искусству.
Успешно работал профессор Неймер в классах оперно-симфонического дирижирования и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана, где осуществил постановки таких произведений, как «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха, «Джанни Скикки» и «Богема» Д.Пуччини, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Травиата» Д.Верди, «Мавра» И.Стравинского и «Оркестр» Ф.Янов-Яновского, «Евгений Онегин» П.Чайковского и другие. Как верно отметил заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик А.Е.Слоним, «Владимир Борисович был прирожденным дирижером-педагогом, воспитавшим многие поколения певцов».
И вчера многие из них откликнулись на смерть учителя, среди которых солист ГАБТ имени А.Навои Ришат Решитов: «Дорогой Владимир Борисович… Счастлив, что имел возможность учиться у такого прекрасного педагога, как Вы. Вы – уникальный человек, настоящее золото. Память о Вас наполнена любовью, уважением и благодарностью. Спасибо Всевышнему за встречу с Вами. Покойтесь с миром, наш дорогой Учитель!!!».
Неймер постоянно занимался и с оркестром Музыкального театра-студии консерватории. С большим успехом под управлением маэстро исполнялись как разнообразные концертные программы, так и дипломные работы студентов композиторского отделения. Его интерпретации практически всегда были примером вдумчивости, сердечности, тонкости, огромной воли и силы духа. Он был невероятно принципиальным человеком и художником, и если это касалось творчества, то он всей своей сущностью противостоял халтуре, безразличию, лени. А сколько маэстро дал концертов, собирая полные залы, когда находился за пультом Юношеского симфонического оркестра Республиканского музыкального лицея имени В.А.Успенского, художественным руководителем которого он был в течение многих лет. Маэстро гордился победами этого коллектива, который в 1991 году в Новосибирске занял с ним второе место на международном конкурсе оркестров, а в 2007 году был удостоен Государственной премии «Нихол».
Владимир Неймер был первым дирижером, который по собственной инициативе, около 20 лет назад, создал эксклюзивный класс симфонического дирижирования, в котором обучались дети с девяти лет. Такого аналога подготовки будущих дирижеров нигде в мире не было. Один из таких выпускников этого класса Азиз Шохакимов, имя которого сегодня хорошо известно в музыкальном мире. Назову имена и более юных на тот период учеников Владимира Борисовича, которых он любя называл «дирижерчиками» – Руслан Бекмаев, Эдуард Юденич, Нурон Мукумий, Бехруз Нематов, Иван Денисенко, Асадбек Аюбджанов. Эти ребята активно участвовали в проектах своего педагога и, стоя за пультом оркестра, дирижировали серьезными инструментальными опусами. А он не уставал им повторять, что «дирижер – суперпрофессия, что это неординарные люди, которые обязаны обладать знаниями, слухом, вкусом, чувством гипноза, внушения, должны уметь передать свою волю оркестру».
Многие годы Неймер работал с Молодежным симфоническим оркестром Поволжья, который тесно сотрудничал с фондом великого Владимира Спивакова и музыкальной организацией «Еврооркестрия». С этим творческим коллективом маэстро побывал на гастролях во Франции, Польше, Германии, в городах Сибири. Выезжал он, как дирижер, и всегда брал с собой Азиза Шохакимова, а также других молодых, талантливых музыкантов в составе семи или десяти человек. Концертов было много, и это была прекрасная практика для его ребят.
В нашей исключительно динамичной и неспокойной жизни Владимир Борисович сохранял верность избранной профессии, отдавая сердце музыке и людям, помогая им стать чище и добрее. Он всегда был в движении. Помню, как он – авторитетный музыкант, находящийся в расцвете своих сил и возможностей, был искренен со мной, когда я интервьюировала его в связи с очередным юбилеем. Впрочем, приведу фрагмент этой беседы.
— Владимир Борисович, а вам случалось рисковать?
— Еще как. Без риска искусства не бывает. Помню, как с одной репетиции исполнял симфонию Малера, а брамсовскую вообще играл без репетиции. Немало аналогичных случаев было и в оперных спектаклях, когда внезапно заменял за пультом заболевших коллег.
— Скажите, пожалуйста, где вам уютнее стоять: за дирижерским пультом в театре или в филармонии?
— Меня греет творческий процесс и в той, и в другой ипостаси.
— А какие профессии вы уважаете так же, как свою? На мой взгляд, профессия дирижера – одна из самых сложных и загадочных.
— Знаете, каждая профессия специфична и по-своему сложна. А вообще-то мой девиз: «Не важно, что делать, а как делать». Об этом я очень часто говорю своим ученикам.
— Что вы не приемлете в людях? От чего вам становится холодно во взаимоотношениях с коллегами и друзьями?
— Не хочется говорить банальности, но я не люблю злобных людей.
— Что бы вам хотелось поставить, исполнить?
— Хочется многого… Давно, к примеру, мечтаю о «Реквиеме» Верди.
— Как вы отдыхаете?
— Умение отдыхать – тоже большое искусство. Отдых должен служить тому, чтобы запастись новыми силами для будущей работы. Обожаю шахматы, а ещё более рыбачить и купаться.
— А что значит для вас дом?
— Мой дом – моя крепость. Здесь близкие мне люди, здесь меня понимают и принимают таким, какой я есть. Люблю животных: в нашей квартире две кошки и собака. Они – истинные друзья, никогда не обидят и не предадут.
А еще маэстро смог зажечь пламя в своих учениках, и сегодня они продолжают дело своего учителя: Бобомурод Худайкулов – дирижер ГАБТ имени А.Навои, Алибек Кабдурахманов – главный дирижер заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана. Азиз Шохакимов – музыкальный и художественный руководитель Страсбургского
филармонического оркестра…
Вот таким был Владимир Борисович Неймер – поразительный человек и прекрасный музыкант профессиональной честности и стойкости, мастер своего дела, чье имя навсегда останется в памяти и в истории дирижерского искусства Узбекистана. Вместе с ним ушла эпоха…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета и архива автора