Вчера на сайте Азиатского банка развития появилось сообщение о том, что банк одобрил ссуду для Узбекистана в размере 162 миллионов долларов. На эти деньги предполагается электрифицировать 465 километров железнодорожных путей, соединяющих основные города на западе страны, что одновременно и улучшит качество услуг, предоставляемых железной дорогой, и будет способствовать развитию туризма и торговли.
Проект, под который выдается ссуда, прежде всего направлен на электрификацию дороги, которая соединяет Бухару, Мискин, Ургенч и Хиву. Это даст возможность использовать высокоскоростные электропоезда «Афросиаб», которые развивают скорость до 250 км/ч, благодаря чему время в пути от Бухары до Хивы сократится до двух часов, а время поездки из Ташкента в Хиву – до семи часов.
С другой стороны, именно развитие транспортной инфраструктуры внутри страны, которая не имеет собственного выхода к морю, становится ключевым фактором экономического роста, считает гендиректор АБР по Центральной и Западной Азии Евгений Жуков. И в этом плане проект АБР как раз и создает экономический коридор, который для начала соединит Хорезмскую область (с ее богатейшим историческим наследием) и остальные части Узбекистана, что послужит восстановлению туризма в период после пандемии, а в будущем позволит превратить страну в региональный транзитный узел.
Данный проект также является частью программы «Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС) Коридор 2», которая связывает Китай с Европой через Центральную Азию. Для Узбекистана это улучшает торговые отношения с соседями благодаря увеличению числа и качества железнодорожных перевозок.
Ожидаемый ежегодный пассажиропоток после электрификации линии Бухара-Хива может увеличиться почти в 4 раза: с 280 тысяч пассажиров в текущем году до 1 миллиона в 2026 году. К тому же времени и объем грузовых перевозок должен возрасти примерно до 11,8 миллионов тонн в год.
По мнению директора АБР по транспорту и коммуникации в Центральной и Западной Азии Хидеми Ивасами, благоприятное воздействие проекта распространяется не только на туризм, но и на промышленность, и на сельское хозяйство, а также будет способствовать переходу Узбекистана на применение низкоуглеродного транспорта, переводя поезда с дизельной тяги на электрическую, что позволит стране выполнить обязательства по Парижскому соглашению.
Правительство нашей страны также запросило дополнительную ссуду в размере 108 миллионов долларов и отдельно 300 тысяч долларов на гендерный проект обучения студенток железнодорожным специальностям.
К настоящему моменту за 26 лет сотрудничества с АБР Узбекистан получил от этого банка разнообразных займов и грантов на сумму более 10 миллиардов долларов.