back to top
4.3 C
Узбекистан
Пятница, 28 февраля, 2025

Все без исключения страны Центральной Азии выступают за устойчивый и долгосрочный мир в Афганистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,340ПодписчикиПодписаться

Такой оценкой поделился заместитель директора Международного института Центральной Азии (МИЦА) Бахтиёр Мустафаев на международной конференции на тему «Проблемы региональной безопасности Центральной Азии после августа 2021 года», организованной 14 декабря МИЦА и Российским Фондом поддержки публичной дипломатии имени А. Горчакова.

Без сомнения, вывод коалиционных войск из Афганистана и приход новых властей в этой стране определили ряд новых тенденций, значение которых по всей видимости ещё предстоит осмыслить.

После перехода контроля в Афганистане талибам СМИ и соцсети как региональных стран, так и зарубежных, пестрят статьями о тревожной картине будущего Центральной Азии, связанного с угрозами и рисками экстремизма и терроризма, наплывом беженцев, незаконного оборота наркотиков и неконтролируемого оружия, оставшегося после вывода коалиционных сил из Афганистана.

Прежде чем попытаться ответить насколько реалистичны эти угрозы, и в какой степени они могут оказать влияние на динамику безопасности в Центральной Азии важно изучить текущие происходящие процессы как в самом Афганистане, так и в регионе, и вокруг урегулирования афганского кризиса.

I. Сегодня прошло ровно 4 месяца как талибы пришли к власти. Что изменилось в стране? Какая общественно-политическая и социально-экономическая ситуация наблюдается в Афганистане? В данном контексте обращают на себя внимание следующие факторы.

Первое, несмотря на то, что Движение «Талибан» остается единственной силой, способной контролировать Афганистан, управление и удержание территории страны становится проблемой для талибов. Это, в первую очередь, обусловлено наблюдаемым расколом в рядах талибов, вызванным родоплеменной разобщённостью. В частности, сегодня усиливается противостояние вокруг вопроса готовности к уступкам ради достижения международной легитимности.

Второе, отношение населения Афганистана к талибам является неоднозначным. Беженцев, которых мы видели из картинок в СМИ, пытающихся вылететь из аэропорта Кабула или же пересечь КПП «Спин–Болдак – Чаман» на границе с Пакистаном, были в основном люди, сотрудничавшие с коалиционными силами, или представители интеллигенции, которая не только не приемлет талибов, но и не поддерживала предыдущие правительства. Большая часть населения, уставшая от войны, не сопротивляется талибам и надеется на мир вне зависимости от того, кто будет управлять страной.

Третье, ухудшающаяся социально-экономическая ситуация. В результате резкого сокращения внешнего финансового содействия как следствия вывода коалиционных войск, сохранение запрета на использование государственных активов, находящихся в зарубежных банках, а также последствия засухи которая происходит второй раз за последние 4 года растет количество безработицы, и стремительно падает уровень жизни.

Четвертое, активизация деятельности международных террористических организаций в Афганистане. Согласно данным спецпосланника ООН в Афганистане Д.Лайонс, в текущем году число террористических атак, совершенных боевиками ИГИЛ возросло в 5,5 раз, увеличившись с 60 до 334. Более того, расширилась география их деятельности, они уже присутствуют во всех 34 провинциях. Хотя в начале года в ареал их влияния входило 25 провинций.

Пятое, рост производства наркотиков. По данным ООН, объемы культивирования опийного мака в Афганистане в 2020 г. увеличились на 37% по сравнению с 2019 г. В этом году объем производства опиума в Афганистане вырос на 8%
и достиг 6,8 тыс. тонн. Как сообщают местные фермеры, «талибы могут запретить выращивание и производства наркотиков, если захотят, однако с учётом текущей экономической ситуации в стране пока этого не планируют».

II. Относительно региональных процессов на фоне развития ситуации в ИРА, обращают на себя внимание следующие важные моменты.

Во-первых, страны Центральной Азии не первый год живут по соседству с Афганистаном. Особенно примечателен тот факт, что государства региона готовились к нынешней ситуации
с 2014 г., когда вопрос вывода американских войск впервые начал рассматриваться на серьёзном уровне.

В этой связи, наряду с укреплением государственных границ, повышением боеготовности армии посредством активизации военно-технического сотрудничества с зарубежными партнёрами, некоторые страны Центральной Азии самостоятельно наладили переговоры с Движением «Талибан» до их прихода к власти.

Несмотря на все пессимистические прогнозы, массового потока беженцев в страны Центральной Азии не ожидается. В основном афганские беженцы используют сформированные до сегодняшнего дня устойчивые маршруты в направлении Ирана и Пакистана. Более того, Центральная Азия не является привлекательной как с экономической, так и с точки зрения правовых условий, созданных для беженцев. К примеру, в 2020 г. больше всего афганцев приняли ЕС (40 тыс.), Австралия (11 тыс.), Великобритания (9 тыс.).

Во-вторых, на сегодня страны региона выступают в качестве основных торгово-экономических партнёров ИРА, а также вносят весомый вклад в обеспечение продовольственной и энергетической безопасности. В частности, Узбекистан покрывает 52% афганского импорта электроэнергии. В то время как Таджикистан – 18%, а также Туркменистан – 15%.

В-третьих, активизация регионального сотрудничества. Благодаря новой региональной политики Узбекистана наблюдается динамичное развитие межгосударственных отношений центрально-азиатских стран в сферах политики, экономики и культуры, что позволило также наладить тесный диалог по актуальным вопросам региональной безопасности, в том числе афганскому кризису. Об этом свидетельствует координация действий и консолидация позиций стран Центральной Азии в рамках региональных и международных организаций по решению афганской проблемы. Несмотря на различие в подходах по урегулированию ситуации в Афганистане, государства региона имеют близкие и схожие позиции. Все без исключения выступают за устойчивый и долгосрочный мир в Афганистане.

В-четвёртых, отдельного внимания требуют усилия стран региона в борьбе против экстремизма и терроризма. Если проанализировать политику государств региона, то можно увидеть трансформацию их поведения. В начале 90-х гг. страны Центральной Азии занимались нейтрализацией последствий терроризма, однако в последние годы уделяют внимание реализации комплексной стратегии, охватывающей профилактические меры, содействие в социализации присоединившихся к деструктивным силам, а также повышение уровня религиозного образования.

Несмотря на то, что в странах ЦА 90% населения исповедует ислам, в отличие от афганцев, которые живут в условиях войны вот уже больше четырёх десятилетий, жители стран региона живут в светском обществе и на своем опыте знают, что такое террористические акты, которые произошли практически во всех государствах региона.

С этой точки зрения было бы ошибочно думать, что возможная идеологическая экспансия из Афганистана будет поддержана широкими представителями центрально-азиатского общества.

III. Относительно событий происходящих вокруг Афганистана, тут самый главный вопрос, это то, как вывод войск США повлияет на геополитическую конфигурацию
в Центральной Азии, какая страна или группа стран может выполнять роль США в Афганистане, а также перспективы признания талибов.

Относительно первого вопроса хотел бы отметить, что политика США в ЦА, которая в основном рассматривалась через призму афганского вопроса, останется неизменной. Об этом свидетелсьтвует динамика сотрудничества в рамках формата С5+1, который был создан для взаимодействия с Центральной Азией после вывода войск из Афганистана.

Что касается второго вопроса, несмотря на попытки проведения более активной политики в афганском направлении, как региональные страны и так другие внешние акторы не располагают теми политическими, экономическими и военными возможностями, которые обеспечивали бы им доминирующее положение в Афганистане. Тем не менее,
не исключается, то, что страна, которая будет иметь больше влияния в ИРА, значительно усилить свои позиции
и в Центральной Азии.

Вопрос признания талибов остается пока открытым. Несмотря на то, что все страны Центральной Азии и другие соседи Афганистана, и внешние силы, вовлечённые в решение афганского кризиса, ведут диалог с талибами и восстановили экономические связи, официально признавать их пока никто
не торопиться.

Наблюдаемые тактические альянсы и сохраняющийся селективный подход мировых держав по вопросам стабилизации ситуации в Афганистане не увенчается успехом, по той простой причине, что страны, не включенные в ту или иную группу, будут продвигать собственную повестку, которая не всегда может отражать интересы других игроков.

Тем не менее, вопрос получения легитимности от международного сообщества становится делом времени.

IV. В целом, какие на сегодняшний день тенденции наблюдаются:

– усиление вызовов и угроз на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в Афганистане;

– возможное ослабление влияния талибов внутри страны в результате противоречий в рядах движения;

– наиболее подготовленную к внешним вызовам, консолидированную Центральную Азию;

– продолжение геополитической конкуренции в Центральной Азии;

– отсутствие общего подхода среди стран, вовлеченных в урегулирование ситуации в Афганистане.

Все вышеуказанные факторы усиливают неопределённость относительно перспектив развития ситуации в Афганистане, что будет оказывать влияние не только на региональную, но и на международную безопасность.

В этой связи в целях обеспечения долгосрочного и устойчивого мира необходимы согласованные подходы на региональном и международном уровнях, о чём неоднократно с самых высоких трибун заявлял Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев. Достижение мира в Афганистане это не дело одного дня, это долгосрочный процесс, который зависит как от новых властей Афганистана, так и от международного сообщества.

В качестве действенного механизма представляется разработка и принятие Плана практических мер на среднесрочную перспективу (5-10 лет), в котором будут указаны не только обязательства талибов по выполнению ранее взятых обещаний, но и конкретные задачи международного сообщества, направленные на создание необходимых условий для формирования инклюзивного правительства, обеспечения прав и свобод женщин и этнических меньшинств, эффективной борьбы против терроризма.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выставка «Очарованные солнцем», привезённая из Узбекистана, открылась в Доме Русского зарубежья в Москве

О яркой, напоенной солнцем и светом узбекской земли экспозиции, рассказывает куратор выставки Галина Мерзликина – президент Центра международного и...

Больше похожих статей