Согласно информации начальника управления осуществления стратегии индустриального развития Министерства экономического развития и сокращения бедности Муродуллы Анарбаева, себестоимость меди в Узбекистане составляет 3 800-4 200 долларов за тонну. Средняя себестоимость меди в мире составляет 3 200-3 500 долларов за тонну.
В Узбекистане создаётся кластер медной промышленности, пишет автор. За последние 5 лет объем производства меди в стране увеличился почти в 1,5 раза и в 2020 году достиг 148 тысяч тонн. Но, по мнению аналитика, работа по производству продукции с высокой добавленной стоимостью недостаточна в республике. В частности, около 60 процентов меди экспортируется в виде сырья.
Основным рынком внешнего сбыта АГМК на сегодня является Турция, куда поставляется от 60 до 70 процентов товара. Затем идут Китай, страны СНГ, Восточной Европы. Кроме этого, налаживается экспорт медной продукции в Катар, Австралию, Индонезию, Польшу, готовятся к поставкам в ОАЭ, идет изучение рынков Северной Америки.
АГМК является флагманом цветной металлургии всего СНГ, занимает третье место с годовым объемом производства меди в 148 тысяч тонн (в России — 973 тысячи, в Казахстане — 500 тысяч).
По оценкам международных экспертов, ожидается, что к 2030 году мировой спрос на медь вырастет на 40 процентов в силу роста производства электромобилей, электротехники и освоения возобновляемых источников энергии. При этом АГМК делает акцент не просто на увеличение экспорта медной продукции, а на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.
Текущие объемы запасов и добывающих мощностей, а также имеющиеся технологии производства первичной и рафинированной меди позволяют говорить о благоприятных перспективах производства меди в будущем. Медь, являясь невосстанавливаемым природным ископаемым, уже в ближайшие десятилетия сможет превратиться в один из дефицитных материалов, прогнозирует эксперт. При отсутствии прироста запасов и улучшения технологии добычи и производства меди, извлекаемых запасов хватит лишь до 2040 года.
По данным Международной медной ассоциации (ICA), больше всего меди используется в строительстве зданий — 28% и инфраструктуре — 28%, в тяжелом машиностроении — 11%, в транспорте — 12%. Однако наступает переломный момент, когда автомобилестроение начинает резко расширять использование меди. К 2030 году потребление меди для производства пассажирских электромобилей увеличится в 3 раза по сравнению с сегодняшним уровнем.
По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году в мире будет 145 млн электромобилей, включая грузовые и автобусы. Электромобили содержат примерно в четыре раза больше меди, чем обычные автомобили. Она используется в батареях, обмотках и медных роторах электродвигателей, электропроводке, шинах и в зарядной инфраструктуре.
Медь также играет важную роль в развитии ветровой энергетики и в солнечных тепловых станциях. Для повсеместного внедрения чистых видов энергии также потребуется медь. В будущем медь станет королем в мире быстрых электрозаправок.
Для информации: в настоящее время на территории республики уже установлено более 25 электрозаправок, а также до конца года количества электрозаправок достигнет примерно 50 единиц.
Автор приводит информацию, что в настоящее время доходы от продажи меди в стране составляют 2,5 миллиарда долларов. При увеличении производства меди до 400 тысяч тонн и реализации проектов по глубокие переработки меди в ближайшие 5 лет этот показатель, учитывая смежные отрасли, может достичь 7-8 миллиардов долларов.
В.Новиков