Сектор супермаркетов в Узбекистане настроен на быстрый рост. Уже сейчас этот сектор привлек десятки миллионов долларов иностранных инвестиций.
Об этом говорится в специальном отчете Financial Times, посвященном Узбекистану, под названием «Modern Uzbekistan».
Европейский банк реконструкции и развития приобрел долю в 40 млн. долларов в Корзинке, одной из крупнейших сетей супермаркетов. Французский бакалейщик Carrefour стал первым международным ритейлером, вышедшим на рынок в прошлом году, намереваясь инвестировать 100 млн. долларов.
Carrefour, входящий в десятку крупнейших мировых розничных продавцов продуктов питания, сделал свой первый шаг в Среднюю Азию, открыв магазин в столице страны Ташкенте.
Среди других международных розничных торговцев, которые хотят выйти на узбекский рынок, — российский дискаунтер FixPrice и белорусский рынок Baraka Market , который к концу года планирует открыть в стране 400 небольших супермаркетов.
По словам официальных лиц и предприятий розничной торговли, серьезной причиной недавнего расширения розничной торговли стало низкое участие государства.
По словам министра финансов Тимура Ишметова, один из самых больших бумов сегодня — это розничная торговля продуктами питания. И причина того, что дела продвигаются так быстро, заключается в том, что это один из немногих секторов, в котором нет государственного присутствия.
Поскольку государство либерализовало валютный рынок, переведя сум в свободное обращение в 2017 году, и прекратило регулирование цен на сырьевые товары, одновременно снизив налоги для предприятий и потребителей, сектор розничной торговли консолидировался и расширился, говорит Зафар Хашимов, исполнительный директор Korzinka.
По его оценкам, общий объем розничного рынка составляет от 6 до 8 миллиардов долларов в год, из которых супермаркеты — или организованная розничная торговля — составляют всего от 7 до 10 процентов. Но он ожидает, что в следующие пять лет эта доля увеличится как минимум втрое, до 30 процентов.
Корзинка, на которую приходится половина оборота супермаркетов в стране, планирует расширить свою сеть с 68 до 150 к 2025 году.
Оценка Carrefour и других снижает долю организованной розничной торговли до 4%, что предполагает возможность еще большего роста. Carrefour открыла три магазина, и только в этом году планируется открытие еще четырех-шести.
Наибольшее расширение ожидает Makro, нынешнего лидера Узбекистана по количеству магазинов. Со 109, в основном, супермаркетов и экспресс-магазинов, по словам ее исполнительного директора Романа Сайфулина, в ближайшие пять лет Makro планирует открыть от 800 до 1000 магазинов.
Сайфулин признает, что магазины по-прежнему проигрывают базарам в продаже свежих фруктов и овощей. Тем не менее, супермаркеты делают ставку на упрощение процесса покупки и оформления заказа с помощью новых технологий, таких как системы онлайн-заказов и платежные системы «сканирование и отправка».
Мы сделали ставку на электронную торговлю, но понимаем, что сегодня она не приносит больших денег, — говорит Сайфулин. Это связано с культурой, системами онлайн-платежей, доверием людей и физической способностью людей выполнять эти заказы. Но через два-три года тот, кто будет первым, лучше всех почувствует рынок. Бизнес в супермаркетах — это не спринт. Это марафон уточнил он.
В.Новиков