back to top
0.6 C
Узбекистан
Воскресенье, 2 марта, 2025

«Хотели как лучше, получилось как всегда». Опыт России по запрету оборота снюсов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,340ПодписчикиПодписаться

26-28 августа 2021 года в г. Нур-Султан, Республика Казахстан, проходил IX Международный Форум «Антиконтрафакт-2021» по теме «Глобальные вызовы и защита интеллектуальной собственности в новой реальности». С приветственным словом к участникам обратился 1-й Вице- Премьер Республики Казахстан Алихан Смаилов.  В форуме участвовали члены коллегии по экономике и финансам ЕАЭС, министры стран входящие в ЕАЭС, эксперты в рассматриваемой области и др. Выступили министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Министр здравоохранения РФ Мурашко М.А. и др. 

На дискуссионной площадке №8 « Производство и оборот не курительной табачной и никотин содержащей продукции в государствах ЕАЭС» нас заинтересовало выступление  спикера из Российской федерации.     Сергей Васильевич Максимов — Главный научный сотрудник Института проблем развития науки РАН, Вице-Президент Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. Он представлял аналитический доклад, подготовленный коллективом авторов в следующем составе: д.ю.н. Аслаханов А.А., К.Ю.Н. Васин Ю.Г., д.ю.н. проф. Максимов С.В. (рук.), к.ю.н. Утаров К.А. Рецензентами указанного доклада выступили: Колесников С.И., академик РАН, д.м.н. проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации Лисицин-Светланов А.Г. академик РАН, д.ю.н.

Тема: «Эффективность и последствия введения запрета на оптовую или розничную торговлю пищевой, никотин содержащей  продукции  и никотин содержащей продукции предназначенной для жевания, сосания и нюханья, вместе с предложениями по ограничению теневого рынка этой продукции»

Как нам кажется эта аналитическая работа, может представить интерес для представителей официальных органов Узбекистана, которые в настоящее время разрабатывают аналогичный проект закона по регулированию алкогольной и табачной продукции и пройденный опыт в этом вопросе в Российской Федерации мог бы помочь в подготовке сбалансированного проекта по регулированию этих вопросов в Узбекистане.

В частности, представляя аналитический доклад С.Максимов сказал:

Проблема, по которой, по инициативе Ассоциации «Антиконтрафакт», было посвящено проведение специального исследования обусловлено тем, что в июле прошлого года, уже исполнился год, наверное, к этому времени больше года, Государственная Дума Российской Федерации законом № 303 о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации решила ввести полный запрет на оборот без табачных никотиновых изделий, предназначенных для курения. Именно, введение полного запрета на оптовую и розничную торговлю без табачных никотин содержащих изделий, вызвало наибольший резонанс в нашем обществе, привлекло внимание общественности. Очень важно, на мой взгляд, напомнить историю принятия соответствующего закона. Работа над ним началась в 2017 году,  в тот момент, когда была сформирована инициатива по принятию соответствующих изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, где  не предполагалось вводить полного запрета на оптово-розничную торговлю не табачных никотиновых изделий, так называемых никпэков. Лишь к моменту рассмотрения, уже неоднократному, в Государственной думе, когда в стране были отмечены случаи потребления без табачных никотиновых изделий, внешне напоминающих конфеты несовершеннолетними, были зафиксированы случаи причинения тяжкого вреда здоровью детям, отмечены  смертельные случаи, когда у органов предварительного  расследования возникло обоснованное подозрение, относительно того, что смерть подростка наступила в результате потребления соответствующих без табачных никотиновых изделий внешне напоминающих, как я уже сказал,  конфеты.  Возникла идея введения полного запрета на оборот такой продукции, хотя по своим формальным характеристикам  и потенциальному вреду для здоровья человека она, судя по многочисленным исследованиям не представляет угрозы больше чем обычные сигареты, это в общем подтверждается и нашими рецензентами, которые были привлечены для рецензирования доклада, академиком Российской Академии Наук (РАН РФ), я имею прежде всего доктора медицинских наук  Академика Колесникова Сергея Ивановича, известного специалиста в области здравоохранения действительного члена Российской Академии и академика РАН РФ  Лисицина Андрея Генадьевича,  известного юриста в нашей стране. 

Ещё раз напомню, это подтверждено ими, в ряде случаев, не удалось установить причинно-следственной связи факта потребления соответствующих изделий и наступлением смерти. Хотя в других случаях это удалось точно установить. На этом фоне, возникшего такого крайне негативного отношения в обществе, когда и Администрация Президента, и Правительство РФ имели обращения от граждан и общественных организаций по этому поводу и потому депутатский корпус отреагировал, можно сказать, мгновенно и в соответствующий законопроект были внесены изменения, которые как я уже сказал, обеспечили введение полного запрета на оптово-розничную торговлю соответствующих изделий. 

Фактически, это означает, что весь тот оборот, довольно значительный по объёму соответствующих изделий, был переведён в тень. И не просто в тень, а фактически, его обращение было признано нелегальным на территории Российской Федерации. Здесь очень важно отметить, что этот запрет естественно не был принят на территории государств членов Евразийского  Экономического  Союза, с которыми как вы знаете, у Российской Федерации   нет таможенных границ потому, что не было времени синхронизировать введение аналогичных запретов на территории государств членов Европейского Экономического  Союза, и товар перемещается внутри территорий стран членов ЕАЭС свободно, хотя Казахстан, большинство коллег знает, присоединился к введению соответствующих запретов.   

Вместе с тем, мгновенно, как бы остановить оборот  этих изделий, на момент введения  запретов, не удалось. Это подтверждается многочисленными исследованиями, в том числе и нашими, которые мы проводили   для того, чтобы оценить ситуацию после введения  запрета, посмотреть насколько она изменилась. Удалось ли остановить оборот этих изделий, вывести их из оборота, Мы в течении  весны  и начала лета, вплоть до  середины июля текущего года , в инициативном порядке запросили все уполномоченные органы  государственной власти Российской Федерации относительно правоприменительной практики по пресечению незаконного оборота без табачных никотиновых изделий в том числе никпэков.  На все эти вопросы были получены ответы и кроме того, мы провели специальные исследования из всех доступных открытых источников информации, которые касаются этого вопроса и кроме того выполнили специальный опрос экспертов.   Суммирование проведённых исследований позволяет прийти к следующим выводам.

Во-первых, введение полного запрета  на оборот без табачных никотиновых изделий не привело к фактическому исчезновению этого оборота. Это подтверждается теми результатами, которые были предоставлены нам Федеральной таможенной службой РФ, МВД, судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Росстатом. Никакой активизации правоприменительной практики в отношении этой категории товаров не произошло. Более того,  выведение из сферы легального оборота данной категории изделий, фактически, если так можно выразиться по-простому, отключило контроль со стороны «Роспотребнадзора» РФ.  Я думаю, что многим приходилось сталкиваться с официальными  заявлениями руководителя «Роспотребнадзора» по такому вопросу, о том, что  по законодательству РФ «Роспотребнадзор» не интересуется товарами, которые исключены из гражданского оборота, в связи с тем, что отсутствует механизм проверки соответствия этих товаров установленным нормативным требованиям. Нигде не зафиксировано соответствующее требование. А если установлен полный запрет, значит, данный вид изделия не подлежит легальному обращению на рынке вообще. Таким образом,  важнейший инструмент госконтроля, по сути дела самый эффективный, был самим фактом введения полного запрета на оборот товаров и удаление его с легального рынка, выключен.

Несомненно, это сказалось,  на наш взгляд,  на эффективности контроля со стороны всех остальных правоохранительных структур, которые должны были реагировать на эту ситуацию. Попутно замечу, что с введением полного запрета на оборот соответствующих изделий была установлена только административная ответственность, конкретно запрет на оптово-розничную торговлю за нарушение соответствующих правил, но уголовная ответственность не была введена, хотя, как мы знаем, в отношении товаров, где применяется полное изъятие их из сферы гражданского оборота, вводится традиционно уголовная ответственность. Потому что, нужен такой жесткий, предельно жесткий механизм контроля за ситуацией.  В этом случае не было сделано  и соответственно у нас нет никакой уголовной правоприменительной практики по этому поводу. Хотя по факту имеется причинение смерти граждан, в том числе несовершеннолетних граждан нашей страны. Эти случаи расследовались и расследуются до настоящего времени.                 

Вторым важным обстоятельством, на который надо обратить внимание состоит в следующем: Как до введения полного запрета, так и сегодня, ну вот буквально вчера, я для подготовки к сегодняшнему выступлению специально посмотрел общедоступные ресурсы,  в интернете на основе которых и с помощью которых, осуществляются  приобретения без табачных изделий, в частности никпэков. Этот механизм как действовал до введения соответствующего закона на запрет оборота этих товаров, так и теперь действует сегодня. Фактически не существуют никаких жёстких непреодолимых препятствий для того, чтобы несовершеннолетние не могли бы приобрести и сегодня не выходя, что называется из дома, пользуясь теми электронными устройствами, соответствующие без табачные изделия, не смотря на ещё раз подчеркну на введение полного запрета на розничную и оптовую торговлю этими изделиями в РФ.

Подготовленный нами  доклад,  по итогам исследования, находится в  открытом доступе. Я думаю, что мы обеспечим возможность для того, что бы все желающие, в том числе участники нашей дискуссии могли познакомиться с полным текстом.  Он находится в распоряжении Ассоциации работников ассоциации «Антиконтрафакт», что в общем избавляет меня от необходимости подробно освещать все эти детали этого исследования.

Завершая оценку последствий введения полного запрета на оборот соответствующей табачной и без табачной никотиновых изделий, хотел бы обратить ваше внимание на то, что данное решение, фактически привело к криминализации соответствующего рынка. А его полное перемещение в состояние тени, т.е. не просто не удалось добиться исключения самой возможности приобретения этих изделий несовершеннолетними, но напротив этот рынок перешёл в теневой сектор, который сегодня развивается в относительно в благоприятных условиях, с учетом отсутствия полного запрета на территории ЕАЭС, аналогичного тому, как был введен на территории РФ. Более того, можем с убедительными доказательствами заявить, о том, что если бы такой запрет был бы введён, то он оказался бы не эффективен. Потому что, те механизмы запрета, которые были апробированы на территории РФ, к сожалению, показали свою не эффективность. В этой связи разумеется, возникает вопрос – «Что делать?». 

На наш взгляд, необходимо комплексное решение этой проблемы. С одной стороны конечно важно введение уголовной ответственности за нарушение правил связанных с сертификацией и легальным оборотом, но эта лишь только крайняя мера, которая имеет расчёт на эффективность только тогда, когда вы используете весь механизм госконтроля в этой сфере.  Для того чтобы восстановить госконтроль в этой сфере нужно вернуть, это наше твердое убеждение,  вернуть этот товар в сферу легального оборота, для того, чтобы можно было использовать весь арсенал государственного, общественного, профессионального контроля, за оборотом этих изделий и не переводить его в зону криминала. Где товар начинает распространяться по тем же каналам, по которым распространяют наркотики и оружие. Это самое худшее, что можно было бы ожидать от этого запрета, но признаки этого на сегодня, к сожалению, проявляются.

Поэтому мы предлагаем не только с одной стороны ужесточить меры например уголовной ответственности  за незаконный оборот таких  например изделий, концентрация в незаконно выпускаемой продукции которых,  содержание никотина превышает установленные законом для курительных изделий нормативы не  20 мг, а сегодня можно найти в интернете на незаконно произведённые никпэки, в которых содержание никотина будет 150 мг и  более 180 мг, что в 6 -7-8 раз превышает установленную концентрацию, которая продаётся открыто. Мы предлагаем так же, активизировать работу в рамках ЕАЭС по  стандартизации в этой сфере и принятие технического регламента, который должен охватывать всю группу, как курительных так и не курительных никотин содержащих изделий. Очень  странно, что для курения сигарет установлены, а для не курительных, табачных и без табачных никотин содержащих изделий,  не установлены соответствующие правила.

Мы также, предлагаем разработать специальный стандарт по профилактике незаконного оборота никотиновых изделий. Этот стандарт, до того момента как он будет утвержден нормативно правовым актом органами государственной власти в соответствии с Российским законодательством будет иметь добровольный характер для всех хозяйствующих субъектов, которые смогут в течение короткого  времени смогут определить полезность такого стандарта. Во всяком случае, мы считаем, что разработка такого профилактического стандарта в системе профилактики незаконного оборота без табачных никотиновых изделий, было бы очень полезно реализовать. Соответственно мы предлагаем внести ряд поправок в другие законные акты РФ, которые относятся к регулированию этого вопроса, с главной целью обеспечить полный максимальный эффективный госконтроль за оборотом соответствующей категорией товара. Спасибо за внимание.     

Редакция сайта www.nuz.uz

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Какая безграмотная статья! Это вообще русский человек писал? Знаки препинания стоят везде,где не надо! Без табачный пишется слитно!(безтабачный). Не смог вообще прочесть статью из за вашей неграмотности!

    • ААААААААААААААХАХАХХАХАХХАХАХ

      тыкнул очередной сноб на чужую безграмотность, сам написав «беЗтабачная». Ну, и, кстати, «из за» пишется через дефис.

      В целом, мне насрать. Но терпеть не могу, когда тычут на ошибки, ещё и сами ошибаются.

      ох, Россиюшка, чёрт с ними, с дорогами. Дураков хотя бы спрячь поглубже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Базовая норма на природный газ в отопительный сезон продлена до 1 апреля — поручение президента

Как известно, с 1 марта в Узбекистане базовая норма природного газа в отопительный сезон с 500 кубометров снижена до...

Больше похожих статей