В Ташкенте с 9 по 10 сентября проходит 23-я ежегодная конференция ОБСЕ по СМИ в Центральной Азии, организованная Офисом Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Тема конференции «Повышение общественной ценности СМИ в Центральная Азия».
В работе конференции также принял участие председатель Попечительского совета Общественного фонда поддержки и развития национальных СМИ Узбекистана Комил Алламжонов, который выступил с докладом, направленным на поддержку отечественных СМИ.
Доклад заслуживает внимания и предлагаем выдержки из его выступления с небольшими комментариями.
СВОБОДА СЛОВА — это безусловная ценность, которой мы дорожим
«Провозглашение свободы слова в Узбекистане было осознанным политическим решением. Решением, которое полностью изменило страну. Мы не просто открылись миру и стали участвовать в мировой повестке. Мы внутри страны сломали заборы между народом и властью. Избавились от тишины политических процессов.
В нашей стране запрещена цензура, а также запрещено вмешиваться в работу журналистов и препятствовать их деятельности. И это уже не просто громкие слова. За выполнением этих законов узбекистанское журналистское сообщество следит очень строго. Каждый случай давления на редакции тут же становится известен общественности, и уже мало кто решается на звонок редакторам с требованием снять материал».
«СМИ стали независимы от звонков сверху. Бо́льшая часть из них — негосударственные, и сами решают, какой будет их информационная политика. Конечно, за такой короткий срок нас сложно сравнить со СМИ западного образца, но это процесс, который идёт, не останавливаясь.
Журналистика 2016 и журналистика 2021 — как небо и земля. Да, у нас есть проблемы и их много. На смену одним, когда «закрывали рот» – пришли другие проблемы, когда журналистов подставляют, давят на них, угрожают судами, подают иски, пытаясь найти уязвимое место. Но каждый такой случай — это повод стать сильнее».
Комментарий редакции: Как нам кажется, не стоит сравнивать наши СМИ и тем более подводить под западные образцы. Уж очень разные политические условия государственного устройства, разный уровень образования, ментальность и, соответственно уровень мышления. У каждого государства есть своё лицо, отражением которого является журналистика. Но при всём этом, есть много объединяющих наши СМИ в методах, технологиях работы по донесению информации до читателя. Однако главными объединяющими принципами являются достоверность, объективность и беспристрастность подачи информации, в чём, кстати, журналисты и отличаются от блоггеров.
«Конечно же, вместе со свободой слова в страну хлынул информационный мусор, и мы столкнулись с теми же проблемами, которые испытывают все демократические страны — дезинформация, фейки, анонимы, ложь и манипуляции.
Мы вошли в эпоху информационных войн вместе со всем миром и пытаемся отделить правду от лжи, чтобы не стать жертвами манипуляций. Опыта в этом у нас еще мало. Но тем не менее, работа в этом направлении ведётся.
Сейчас реализовывается проект о внедрении медиаграмотности в школах. Этот предмет уже давно есть в средних классах у наших соседей: Казахстана, Киргизии, и сейчас будет внедряться в Таджикистане. Дети уже со школы будут знать, как ориентироваться в интернете.
У многих взрослых такой возможности нет, а медиаграмотность нужна всем. Нужно проводить исследования «Кому верят люди? Что хотят слушать? Какие им нужны новости? Как они их получают?».
Слово — это оружие, и сейчас распространяется мгновенно.
Каждые 60 секунд на YouTube загружается более 500 (пятисот) часов контента, в Instagram публикуются почти 700 000 (семьсот тысяч) историй. Через мессенджеры отправляются сотни миллионов сообщений в год.
Это колоссальное количество информации. Нужно уметь в ней ориентироваться, а СМИ — управлять потоками».
Комментарий редакции: Похоже, что у госорганов и коммерческих компаний проходит восторг и эйфория перед блоггерами, в докладе К. Алламжонова это угадывается. Ко всем должно прийти понимание того, что блоггерство – это не альтернативная информация, а дополнение в медийном пространстве.
«Наш Фонд всегда поддерживает все инновации и идеи в этой сфере. Очень важно не разочароваться в свободе слова, не обвинить её во всех бедах и снова закрыться. Мы не можем себе это позволить, если хотим идти вперёд.
Безусловно, страна продолжит двигаться по демократическому пути. Президент Шавкат Мирзиёев всегда чётко озвучивает свою позицию на этот счёт: свобода слова — его главный помощник в деле продвижения реформ в стране.
Вчера на съезде партии УзЛидеп президент сказал: «Будут приложены все усилия, чтобы поддержать СМИ и создать необходимые условия для свободной работы журналистов. Я не первый раз говорю это: я считаю всех журналистов, которые верят в правду и справедливость своими убеждениями, своими ближайшими друзьями, и они всегда будут под защитой президента.»
Нашей свободе слова не так много лет, люди не имеют такого иммунитета к информационным атакам, как в развитых странах, где всё привыкли подвергать сомнению.
Но тенденция прослеживается такая: появляются звёзды, личности, люди, которым верят. Сейчас все потребители контента чьи-нибудь фолловеры. Это и журналисты, и редакторы, и общественные деятели. Их слово часто становится решающим в формировании мнения каждого человека. Пусть их будет больше — это возможность выбора разных точек зрения. Но ограничивать их должен только закон.
Нам предстоит ещё многое сделать, чтобы законы в сфере информации заработали на полную мощь. Чтобы не было избирательности, к кому применить его, а к кому нет. Чтобы каждый, кто распространяет какие-либо сведения, его соблюдал, не путая свободу слова со вседозволенностью.
Журналисты и блогеры, которые составляют медиасообщество Узбекистана, солидарны в том, что качественная журналистика — это всегда факты и последовательность. Без эмоций и оценок. Врать своим читателям ради трафика — это дурной тон».
Блогеры — это возможность ведения информационных войн. Точнее, важнейшая ее составляющая.
Во-первых — это не журналисты и они не подчиняются журналистской этике.
Во-вторых — они могут изображать мнение населения и выступать от его имени.
В-третьих — они никто без СМИ. Но СМИ могут отражать их мнение, как мнение населения.
Я ща прочитал один из сказок Кундуз бобо.