Ислам и феминизм считаются несовместимыми вещами. Многие полагают, что ислам поощряет притеснение женщин. Тут же в умах людей предстают картины, в которых девушек насильно выдают замуж, не дают им учиться и работать, прячут в четырёх стенах и заставляют целыми днями прислуживать семье мужа. Западные феминистки считают, что угнетённых мусульманок нужно спасать, а под спасением понимают избавление от догм ислама.
В Узбекистане часто передёргивают понятие «феминистки». Не надо путать феминизм и матриархат. Феминизм – это движение за права женщин, против их дискриминации.
Об исламском феминизме заговорили в конце 80-х годов прошлого столетия. Но истоки его, по мнению феминисток, можно найти в священных писаниях.
До появления ислама, в период Джахилии, у арабских народов существовала страшная практика заживо хоронить новорождённых девочек. Считалось, что от дочки нет никакой пользы — она не сможет работать и обеспечивать семью, поэтому родители не хотели «тянуть обузу».
С появлением ислама в VII веке положение женщин улучшилось. Коран запретил убийство новорождённых девочек, а пророк призывал относиться к дочкам с любовью, называя их появление на свет благословением.
В исламском обществе произошли реформы в области прав женщин. Ислам запретил выдавать девушек замуж без их согласия, мусульманки получили право на образование, развод, на наследование (хотя ранее такой привилегией обладали только родственники мужского пола) и др. Таким образом, Коран ещё 1400 лет назад дал мусульманкам права, за которые суфражистки стали бороться гораздо позже.
Суть исламского феминизма — сломать стереотип о гендерном неравенстве в исламской религии и показать, что угнетённое положение женщин связано не с предписаниями Корана, а с неправильной интерпретацией его тезисов.
Феминистки выступают и против практики женского обрезания, опираясь на мнения учёных, что хадисы о предписанности женского обрезания выдуманные.
Сама традиция женского обрезания возникла ещё в доисламское время в Древнем Египте и связана с местными оккультными обычаями, а не с религией. Хотя позже этот обряд распространился именно в исламских странах для личных целей.
Феминистки считают, что практика женского обрезания противоречит нормам ислама, поскольку религия запрещает наносить человеку вред в любой форме. Кроме того, ислам защищает право женщины на получение наслаждения от супружеской жизни, призывая мужа-мусульманина доставлять жене сексуальное удовольствие.
Однако, несмотря на то, что большинство учёных в настоящее время выступают против подобной практики, в ряде стран она по-прежнему остаётся распространённой.
Хиджаб — символ угнетённой женщины или феминистский жест?
Что касается традиционной женской одежды для мусульманок, то проблема намного глубже и серьёзнее. Часть мусульманских феминисток придерживается взгляда, что ношение хиджаба подавляет их волю, поэтому они борются за возможность не носить подобную одежду.
В то же время в определённых государствах существует ограничение на появление в хиджабе в государственных учреждениях и учебных заведениях. Мусульманкам, предпочитающим хиджаб, тоже приходится отстаивать право на собственный выбор.
Запрет со стороны государства на ношение женщинами хиджаба может привести к проблемам: мужчины могут запретить жёнам выходить из дома, а дочкам — посещать школу.
По вопросу о ношении хиджаба ведущая исламская феминистка Амина Вадуд отмечает, что в Аравии VII веке женщины из богатых и могущественных племён ходили с вуалью. Это было необходимо, чтобы защититься от нежелательного внимания и приставания со стороны мужчин. Покрывало (джилбаб), служившее своего рода способом возвышения мусульманок.
Существуют и противоположные взгляды на ношение хиджаба. По мнению журналистки Ханны Юсуф, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном видео она объясняет, что хиджаб — это способ выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — это своего рода ответ миру, в котором тело женщины сексуализируют и воспринимают как товар.
Сторонниц исламского феминизма всё больше
Антрополог, режиссёр и специалист по исламскому праву Зиба Мир-Хоссейни называет исламский феминизм «незаконным ребёнком» политического ислама.
Во второй половине ХХ века движение привлекло внимание мирового сообщества и стало самой заметной силой во время событий «арабской весны». Тогда интеллектуалы и активисты из ряда мусульманских стран заявили, что идеи гендерного равенства заложены в священных текстах мусульман.
Несмотря на предубеждения, что ислам и феминизм несовместимы и что выбор одного предполагает собой отказ от другого, новые «непатриархальные» интерпретации Корана привлекают всё больше сторонниц среди мусульманок.
Мусульманские феминистки уверены, что Коран много веков назад предоставил им права, которых они лишились вследствие неправильной интерпретации основ религии. И сегодня женщины борются за них, опираясь на религиозные тексты.
Чего добился феминизм?
Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности — большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе, является результатом их борьбы за свои права.
За что тогда продолжают бороться феминистки? Разве они уже не добились всего?
К сожалению, нет. Кроме разницы в оплате труда между женщинами и мужчинами (по данным Евростата, разница в зависимости от стран и возраста может составлять от 0,5% до 52,9%), большой проблемой во многих странах остается домашнее насилие, которое не все считают преступлением, и изнасилования, в которых часто винят не насильников, а саму жертву.
В Узбекистане по статистике лишь 8%-10% переживших сексуальное насилие обращаются в соответствующие органы правоохранительной власти — остальные молчат, как правило из-за стыда или страха. В некоторых государствах существуют патриархальные обычаи вроде принудительных браков, убийств чести или калечащих операций на женских половых органах, запрет или осуждение абортов, женщин сексуальная эксплуатация женщин и так далее.
Феминистка Узбекистана Фаина Ягафарова отмечает, что феминизм — это гражданская позиция. Она не мешает вести тот образ жизни, который женщина сама для себя выбирает. Феминизм — это выбор, и многие ее знакомые феминистки замужем и имеют детей.
В правовом государстве уже давно нет гендерного неравенства, и любые нарушения пресекаются законом. К примеру, статья 46 Конституции Узбекистана гласит: «Женщины и мужчины имеют равные права»
В узбекском обществе превалируют традиционные ценности, где мужчины занимают главное место во многих отношениях. Но в целом нет каких-либо притеснений в выборе профессии, получении образования, и даже насильное замужество карается законом. В августе 2019 года в республике были приняты законы «О защите женщин от притеснения и насилия» и «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин». Данные законы должны не просто помогать женщинам, но и всецело решать проблемы с гендерным равноправием. Есть тонкий момент, когда тяжело работать законам, если в социуме менталитет стоит превыше всего.
Гузель Куртвелиева
В материалах использованы данные Самрин Мамедовой с сайта НЕМОЛЧИ
бредятина. по шариату девушка принадлежит отцу, и пока она не выйдет замуж. отец может все что угодно с ней сделать, а потом, после замужества, она принадлежит мужу. так о каких правах женщины идет речь. если ей муж «может вообще запретить выходить из дому»?
Я не совсем поняла, за какую сторону вы сейчас заступились!
Во первых шариат — это не диктаторство. Никто никому не хозяин, мы на в крепостном праве живём, а если даже и «хозяин», то это не замужество, а скотство и рабство, безграмотность. Женщины протестами много что добились! Вам следует немного почитать историю. Возможно не во всех странах это даётся в хороших процентах, опять таки в силу своей безграмотности и трактовки религии под свои интересы.
что хиджаб — это способ выступить против культуры насилия.?!
Вы что совсем…!?
Это никак не помогает, от больных людей, а так же от мужчин которые считают себя выше других и не признают свободу другого человека.
Вы видели жертв насилия и в чём они были одеты? Чаще всего жертвы были одеты в закрытую одежду, так же были жертвы одетые в хиджаб!
Тут не говориться выступать хиджабом против насилия, а всего лишь тоже один из способов. Ведь в мусульманстве для этого его и одевают)
Запрет со стороны государства на ношение женщинами хиджаба может привести к проблемам: мужчины могут запретить жёнам выходить из дома, а дочкам — посещать школу.
что за бред? если и правда такое случалось, то, может быть, надо пресекать такие прецеденты?
вы же сами себе противоречите. женщина в исламе имеет свои права и свободы. и в то же время мужчина может запретить женщинам выходить на работу, если она не наденет хиджаб.
хиджаб — это способ выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — это своего рода ответ миру, в котором тело женщины сексуализируют и воспринимают как товар.
опять-таки, по исламу вы не можете не надевать хиджаб, это ограничение свободы. это не желание скрыть красоту, это обязанность скрыть красоту, ибо опять-таки, мужчина запретит вам выходить без него на улицу.
выступить против культуры насилия? когда мужчину останавливало ношение хиджаба?
свободы женщины зависят от желания мужчины. ОН захочет — она снимет хиджаб, ОН захочет — она пойдёт на работу/ в школу без него, ОН захочет — она вообще ВЫЙДЕТ без него. по-вашему, это свобода?
смешно с того, как вы оперируете фактами статьи 46 КРУз. знаете, у нас есть много статей в Конституции, которые обеспечивают свободу гражданам, но только 120 статья УКРУз почему-то говорит об обратном.
де-юре статья 46 есть, де-факто она ну никак не исполняется.
Есть тонкий момент, когда тяжело работать законам, если в социуме менталитет стоит превыше всего.
Обожаю, когда приплетают менталитет. Да наплюйте вы на него! Сколько можно уже?! Везде одни менталитеты да уяты, решения государства принимаются из позиции «ну менталитет, ну уят же!», депутаты своим «менталитетоуятом» только и разбрасываются в своих речах. Создадите правильный инструмент для работы с инцидентами — и сразу весь выходящий за рамки разумного «менталитет и уят» исчезнут.
В мире есть понятие равенства и всеобщих основных прав, а в Узбекистане всему мешает менталитет, знаете, уже достало.
Да, вопрос очень тяжёлый на счёт менталитета. С годом становится намного проблематичней.
В каждом регионе, городах это корень безграмотности, с которым не имеют даже представления многие массы бороться — ну это всё идеология, или же радикальная вера.
Статья сейчас не о менталитете, а о феминизме.
Мдааа. Автор Вы где учились? Что я сейчас прочитал? Если коротко; ислам не для женщин. Учите историю религий.
Уважаемая Гузель Куртвелиева, большое Вам спасибо! Очень интересная и информативная статья!
Именно неправильная интерпретация религиозных, нравственных, моральных и других принципов ведёт к неравенству. Видимо кто-то специально стремиться неправильно истолковывать истинный смысл религиозных учений и моральных устоев… Но в действительности, все люди равны (в том числе и перед Богом) и имеют равные права, в независимости от религиозной принадлежности, пола, возраста, цвета глаз, цвета кожи, национальности и расовой принадлежности. В этом смысл любого движения, борющегося за равенство прав людей. Включая феминизм. Главная идея состоит в уважении достоинства любого человека, его прав и свобод.