back to top
9 C
Узбекистан
Пятница, 29 ноября, 2024

Элитология – новое направление в исторической науке Узбекистана?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,070ПодписчикиПодписаться

Сегодня наука и высшее образование Узбекистана переживают сложный период внедрения новых форм исследований и обучения, результатом чего должно стать качественное обновление подготовки высококвалифицированных специалистов.

Руководители и преподаватели вузов республики, изучая опыт передовых стран, ищут новые возможности обновления процесса подготовки кадров. Например, ректор Ташкентского педагогического университета имени Низами А. Ю. Умаров обращает особое внимание обновлению учебных дисциплин и внедрению современных учебных предметов. Так, на состоявшемся на днях на историческом факультете ТГПУ научном семинаре под руководством декана факультета д.и.н. Л. М. Бабаходжаевой и заведующим кафедрой всемирной истории, к.и.н. Шухратом Эргашевым был сделан доклад на малоразработанную тему — «Исторические этапы формирования политической элиты Узбекистана». По итогам научного семинара было решено предложить студентам исторического факультета новый предмет — «Элитология».

О том, что это и для чего, по следам прошедшего мероприятия мы поговорили с Шухратом Эргашевым.

Расскажите, почему такой интересный предмет, как элитология, до сих пор не изучался у нас?

— Элитология как междисциплинарная наука появилась в XIX веке и давно изучается во многих странах мира. В советское время термин элита считался элементом буржуазной историографии (сама элита рассматривалась как нечто оторванное от народа) и его употребление по понятным причинам было запрещено. Этот запрет по инерции продолжался и в первые годы независимости. Поэтому изучение процесса становления национальной политической элиты Узбекистана является у нас одним из малоразработанных направлений. В период независимости появилось большое коли­чество научных и, особенно, популярных работ, посвященных деятелям со­вет­ской эпохи. Однако в нашей историографии до сих пор нет комплексных научных работ по концеп­туальным проблемам становления национальной политической элиты.

Какие основные этапы формирования современной национальной элиты можно выделить?

— Процесс современного национального элитообразования и развития элитизма в Туркестане (Узбекистане) начался в конце XIX — начале ХХ веков под влиянием антиколониального движения в странах Востока и революционных событий в Российской империи. Этот процесс можно разделить на три этапа.

Первый этап охватывает период с конца XIX века по 30-е годы ХХ в. Новая элита этого периода формировалась под воздействием революционных тенденций, особенно —появления новых форм национальной идентичности, формирования современной узбекской нации. Эта элита состояла в основном из джадидов и стояла во главе тех процессов, которые в итоге привели к образованию Узбекской ССР. Но по своему происхождению и политическим взглядам представители этой элиты не отвечали интересам утвердившегося в СССР большевистс­кого режима. Поэтому большая часть их была уничтожена в период сталинских репрессий 20–30-х годов ХХ века.

С конца 30-х ХХ века начинается второй этап формирования национальной политической элиты, который продолжался до середины 50-х годов. Новая управленческая элита, сформировавшаяся накануне Второй мировой войны, состояла, как правило, из людей, получивших высшее образование уже в советских институтах. Этот период характеризуется усилением репрессивных мер в обществе, что отразилось в характере и поведении большей части республиканской управленческой элиты — она стала менее инициатив­ной, но более послушной. Этому способствовал и её относительно низкий образовательный уровень.

Со второй половины 50-х и в 60-е годы ХХ века была заметна тен­ден­ция демократизации общественно-политической жизни. Шла открытая кри­ти­ка культа личности Сталина, методов его партийного и государственного ру­ководства. В стране произошла некоторая либерализация советской политической системы, а также формировались своеобразные властно-административные вертикали и новые социально-экономические структуры.

С этого времени, т.е. с середины 50-х годов, начинается третий период формирования национальной управленческой элиты Узбекистана. Процесс демократизации, начавшийся со второй половины 50-х годов, оказал огромное влияние на мировоззрение этих людей. По сравнению с предыдущим, представители этого поколения национальной элиты были людьми с достаточно высоким образовательным уровнем.

В этот период наибольший размах получила подготовка специалистов, в особенности из представителей местных национальностей. Для Узбекистана в этот период характерна тенденция более ускоренного роста кадров интеллигенции, чем по СССР в целом.

Исследования показали, что в 60–80-е годы получила развитие мощная тенденция регионализации процессов социального рекрутирования ключевых специалистов, а также тенденция к усилению самодостаточности местных кадровых ресурсов для пополнения состава руководящих сотрудников.

А со второй половины 70-х годов в стране и в партии наметились кризисные явления, и  остановить системный кризис в обществе так и не удалось.

В чем актуальность изучение этой проблемы сегодня?

— В период распада СССР, в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века, в узбекском обществе значительно возросло влияние нацио­нальной элиты. Демократические процессы этого периода оказали огромное влияние на общественное сознание. В эту сложную эпоху часть представителей национальной элиты выбрала путь независимого развития Узбекистана. Независимость открыла возмож­ности для формирования новой политической элиты, способной создать современное демократическое государство. Но жесткий авторитарный режим управления, сложившийся в республике во второй половине 90-х годов, резко ограничил возможность качественного обновления националь­ной элиты.

И сейчас новые тенденции в развитии общества, иницированные Президентом Шавкатом Мирзиёевыми вместе с очередным витком реформ в Узбекистане, требуют генерации новой национальной политической элиты, способной управлять обществом сегодня, с учетом всех вызовов времени.

Поэтому в настоящее время объективное исследование кадровой политики руководства Узбекистана в недавнем прошлом крайне важно — и практически, и научно, в том числе с точки зрения пользы для проведения процессов реформирования государственного управления в Узбекистане и формирования новой политической элиты.

Филипп Гаджили

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Все это чушь, «разрабатываемая» для того, чтобы придать благопристойный вид процессу. А процесс «становления элиты» определяется родственными, клановыми и дружескими связями, деньгами и интригами. Потому что это «становление» не что иное как борьба за власть, в которой уровень образования играет декоративную роль. И такая борьба за место «вожака в стае» так и будет продолжаться до тех пор пока человек не поднимется над своей полуживотной сущностью. Примечательно, что уже две тысячи лет назад было сказано: «Царство не изменится пока человек в себе не переменится» (Исо-пайганбар, «Инжил»). А один автор парадоксальных высказываний так выразился: «Чтобы жить по человечески, надо быть человеком. Чтобы быть человеком, надо жить по человечески.»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Россия не приезжает, чтобы учить узбекских специалистов тому, как им надо работать. Мы обмениваемся опытом…»

В Международном пресс-центре Sputnik Uzbekistan состоялась встреча с руководителем представительства Россотрудничества в Узбекистане Ириной Старосельской. В беседе были затронуты...

Больше похожих статей