Домой Выбор редакции Крушение ШКОЛЫ В.Успенского? Часть 4

Крушение ШКОЛЫ В.Успенского? Часть 4

11
Крушение ШКОЛЫ В.Успенского? Часть 4

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Поборы в школе им. В.Успенского (продолжение)

Конкурсы

Из беседы с Дильдорой Джамаловой: «… участие «успенят» в международных конкурсах, мастер-классах я считаю крайне важным. Не только потому, что школьники из Узбекистана – это лицо страны за рубежом. Такие поездки придают им уверенности, повышают профессиональное мастерство юных дарований. Конечно, я считала своим долгом сопровождать и нести ответственность за своих деток в таких дальних путешествиях…».

Благородно – слов нет. Но если знакомиться с подробностями о таких вояжах, то не все так радужно, как слушается.

Важный для меня вопрос, на который я искал ответ: кто из учеников Успенки и в каком музыкальном направлении защищает честь Узбекистана за рубежом?

Из беседы с многоопытным педагогом, старожилом школы, сторонницы Д.Джамаловой: «… когда нас объединили с училищем им. Хамзы, мы все были против, включая Дильдору Абдувахабовну. Но позже я поняла, что эстрадники и музыканты, играющие на национальных инструментах, обогатили  Успенку и подняли ее уровень на международной арене. Посмотрите, как здорово выступает за рубежом ансамбль национальных инструментов, какой успех…»

Я тоже так считаю.  Прекрасно, когда юных исполнителей национальной музыки зрители во многих странах мира встречают с криками «Браво!». Или эстрадных исполнителей, или джазовых музыкантов. Действительно – это здорово!

Однако с самого начала в своем расследовании был сделан акцент именно на академическом образовании, исполнении классической музыки. И этому есть объяснение.

Из бесед с педагогами школы пояснил для себя, что в последние годы академисты значительно реже, чем ранее, участвуют в международных форумах. Меньше опытных педагогов, меньше успешных исполнителей.

Жаль… Ведь все мы являемся свидетелями падения уровня общего, да и профессионального образования в стране (к сожалению, академического в первую очередь). Об этом хорошо известно руководству страны, и то, как бьется глава государства за современное ОБРАЗОВАНИЕ, свидетельствует о том, что идет борьба за молодежь, ее умы, будущее Узбекистана.

Эксперты, специалисты, просто неравнодушные люди звонят во все колокола: в социальных сетях, в первую очередь, в закрытых сообществах религиозные радикалы призывают положить конец музыке, песне, танцам.  По их мнению, всё это  — харам.

Чем меньше внимания чиновники уделяют академическому искусству, тем легче разрушить все, что с такой любовью создавали бывшие «успенята» — директора, учителя, ученики. И если в социальных сетях и письмах в редакцию неравнодушные выпускники Успенки сравнивают И.Юлдашеву с нынешним менеджером школы (понятно в чью пользу сравнения), то в самом окружении Д.Джамаловой роль прошлого школы стараются принизить.

Из беседы с многоопытным педагогом, старожилом школы, сторонницы Д.Джамаловой: «…вы все время сравниваете настоящее с Ирмой Гулямовной. А ведь она тоже была не ангел, не надо её идеализировать…»

Из беседы с мамой двух учеников Успенки, преданной Д.Джамаловой, верным «оруженосцем» и настоящим Санча Панса: «…в советское время Успенка мало кому была известна. Но только с приходом Дильдоры Абудувахабовны  школа буквально ворвалась в международные рейтинги и, как мне известно, сегодня занимает седьмое место среди ВСЕХ ведущих музыкальных образовательных учреждений в мире…».

Ни капельки не сомневаюсь в том, что именно такую информацию преподносит и сама Дильдора Абдувахабовна всем, очарованным международными победами учеников Успенки. Сегодня  верный «оруженосец» — настоящий рупор самой Дильдоры Джамаловой. Сам неоднократно слышал из уст директора именно такую констатацию факта.

Конечно, это все здорово, но смущает ответ на один вопрос.

Какова роль директора во всех путешествиях школьников за рубеж и победах в конкурсах?

Выезды учеников на международные форумы, участие в которых, как справедливо заметила Д.Джамалова, важны для позитивного имиджа страны.

Но и для самих учеников участие в конкурсах и особенно мастер-классах  — просто необходимы: опыт, новые знания, полученные у великих музыкантов, придают уверенность, поднимают ученика на более высокий профессиональный уровень.

Есть еще один немаловажный фактор участия учеников Успенки в международных конкурсах — старшеклассники-победители получают право продолжить образование в государственной консерватории без экзаменов.

Конечно же, мамы талантливых учеников стараются  и делают все возможное, чтобы их детки были успешными. А для этого участие и особенно победы – желательны.

Беседы с одиннадцатью мамами учеников Успенки, доказавших высокий профессиональный уровень академической музыкальной подготовки (уточню — в разное время за последние 7 лет), позволили составить примерный алгоритм «сотрудничества» родителей с директором школы.

Справедливости ради отмечу, что ещё одна мама, отвечая на серию вопросов, связанных с зарубежными поездками, сообщила, что её ребенок настолько талантлив, что она не принимала никакого участия в подготовке поездок ее ребенка за рубеж.

I Этап. Поиск международных конкурсов, семинаров, мастер-классов, в которых могут принять участие ученики Успенки. Обычно таким скринингом по всемирной паутине занимаются родители, выстраивающие будущее своих деток.

II Этап. Получение согласия директора школы. Без такого разрешения невозможны поездки за рубеж (необходимы всевозможные разрешительные документы, письма в посольства). Более того, если само мероприятие организаторы проводят во время учебного года, то без поддержки Д.Джамаловой и мечтать не о чем.

Некоторые родители старались найти программы международных форумов в период летних каникул. Так можно было нивелировать общение с директором.

Получение согласия Д.Джамаловой – это целый ритуал, отработанный ею на протяжении нескольких лет до мелочей.

Вначале многочасовое ожидание аудиенции в приемной директора («клиент» должен дозреть). Потом ПРОШЕНИЕ поддержать поездку ребенка на конкурс, мастер-класс и т.д.

Обычно реакция директора: «Конечно, я только за, на кону репутация Успенки. Только вот незадача. Денег в бюджете нет. Вам придется взять на себя все расходы: авиаперелеты, проживание в отелях, питание. Да, кстати, если поедет несколько «успенят» — то расходы на мои билеты лягут на несколько родителей, вам же дешевле…»

Родители: «А как быть с педагогами, которые должны подготовить ребенка к конкурсу перед его началом?»

Ответ: « А зачем нести дополнительные расходы на педагогов? Я ведь еду!»

III Этап. Приобретение билетов и все остальные расходы по поездке полностью покрывали родители школьников Успенки.

Из беседы с Дильдорой Джамаловой: «…К сожалению, Министерство финансов выделяло недостаточно средств на участие «успенят» в международных конкурсах. Поэтому приходилось просить родителей школьников, которые должны были защищать честь нашей страны, найти спонсоров для таких поездок…»

 Из беседы с бывшим главным бухгалтером Тугушевой Р.С.: «…Скажите, пожалуйста, а почему Министерство финансов не выделяло Успенке достаточное количество денежных средств для учеников школы, которые поддерживают позитивный имидж страны за рубежом?  Почему Министерство культуры самоустранилось от такого важного дела?».

Тугушева Р.С.: «Директор ежегодно утверждала планируемые расходы для таких поездок школьников и их педагогов за рубеж. Министерство финансов выделяло ВСЕ запрашиваемые суммы в полном объеме. Более того, все эти суммы, включая валютные средства, были полностью израсходованы. Это очень легко проверяется по бухгалтерским документам».

С приобретением билетов происходили не только нелепые, но и нелицеприятные истории.

Во время одной из поездок в Италию Д.Джамалова опоздала на рейс  и для всей группы родителям пришлось выкупать новые авиабилеты.

Еще одна история, широко обсуждаемая на страницах ФБ, о которой обязательно необходимо упомянуть.

В Поволжье в августе 2019 планировалось проведение Международного фестиваля молодежного симфонического оркестра «Classic Open Fest», на который были приглашены дирижеры из Узбекистана – легендарный 80-летний Владимир Борисович Неймер и талантливый 13-летний Асадбек Аюбджонов, ученик Успенки. Уже в Самаре, Тольятти были развешаны афиши о долгожданном концерте. Но вот незадача. Родители Асадбека (маме только сделали дорогостоящую операцию) были не такими состоятельными, чтобы приобрести авиабилеты для своего сына.

Поход мамы Асадбека к Д.Джамаловой завершился ничем. Та посоветовала искать спонсоров, мол у школы и Минкультуры денег на авиаперелеты нет, и не просите.

Мама талантливого дирижёра Моҳида Жумаева была в отчаянии. Об этой истории узнала журналист, старший редактор в Национальной телерадиокомпании Наргиза Усамбоева, которая обратилась через социальные сети с просьбой потенциальных спонсоров поддержать юное дарование и помочь приобрести Асадбеку авиабилет для поездки в Россию.

Минкультуры попало в неловкое положение. Шеф пресс-службы Шерзод Ахматов заявил, что профильное ведомство все-таки изыщет необходимые финансовые средства для поездки в Россию и обязательно поддержит самого молодого и талантливого дирижёра в мире.

Но «пить боржоми» было уже поздно. Благодаря Наргизе Усамбоевой (браво коллеге!) у всемирно известного молодого дирижёра Асадбека Аюбджонова появился постоянный спонсор – японская компания «YAMAHA». Больше его маме нет необходимости обивать пороги кабинетов местных чиновников.

Дильдора Джамалова было в гневе – мама Асадбека вынесла мусор из избы. Хотя к этому времени уже столько всего стало известно…

Родители, которые давали интервью о поборах в Успенке, рассказали ещё одну пренеприятную историю.

В одном из иностранных государств много лет действует проект поддержки талантливых молодых музыкантов, которых приглашают в эту страну для участия в мастер-классах. Занятия проводят именитые маэстро, к которым стремятся талантливые ученики специализированных музыкальных школ из многих стран мира.

Все расходы, включая перелеты, проживание и питание для учеников и их педагогов инициаторы проекта берут на себя. Причем отбирают участников мастер-классов также организаторы. Но рекомендации школы при этом – обязательны.

Директор Успенки объясняла мамам, что организаторов необходимо «отблагодарить» (суюнчи – у нас же так принято) пакетом с флаконом французских духов, из этой же страны коньяком и дорогими конфетами. Принесите пакет мне, а его передам по назначению и тогда все проблемы будут решены.

Из беседы с представителем дипмиссии иностранного государства в Ташкенте: «Среди родителей и преподавателей школы им. В.Успенкого муссируются слухи, что получение положительного решения о поездке ребенка на мастер-класс в Вашу страну связано с дорогим подарком. Как Вы прокомментируете эти слухи?»

Представитель дипмиссии: «Это невозможно. От нас в Ташкенте ничего не зависит, решения принимают маэстро. Мы выполняем лишь техническую работу по передаче данных, документов. Это настоящая дезинформация».

В почте редакции много информации и о других поборах в школе, введенных Д.Джамаловой — как обязательных. Родители учеников Успенки, педагоги пишут, что неоднократно жаловались в Министерство культуры на незаконные поборы администрацией школы. Удивительно ли то, что (комиссий по таким жалобам было не мало) результаты всех проверок завершались в пользу Дильдоры Джамаловой?

Почему? А не потому ли, что, по крайней мере, один чиновник профильного ведомства на протяжении нескольких лет получал незаработанную плату в Успенке? Фактически взятку. Причем, что совершенно необычно – взятка была не из личных сбережений Д.Джамаловой, а из государственного бюджета.

Во время суда этот чиновник уверял, что настраивал музыкальные инструменты перед различными и важными концертами. Но вот опросы преподавателей, представителей бухгалтерии, да и его самого путанные показания свидетельствовали, что это ложь.

Наверное, было бы правильно, чтобы этот чиновник вернул в государственную казну всё, что незаконно получал в бухгалтерии Успенки по личному указанию Д.Джамаловой. Пока такого не случилось. Интересно, что думают о таких фактах руководители Министерства культуры?

Вообще в деле о коррупции, в котором истец Министерство финансов судилось с директором, представителями бухгалтерии, инспектором отдела кадров школы им. В.Успенского были явные лжесвидетельства. Но об этом в следующих частях журналистского расследования.

Виктор Михайлов

Продолжение следует

11 КОММЕНТАРИИ

  1. К сожалению, таково положение дел во многих специализированных школах СНГ, и могу точно сказать поездки на конкурсы оплачивались в основном родителями, спонсорами. Из моей многолетней практики мне оплатили поездку раза три… В Казахстане педагоги говорили мне, что поезки также оплачивали родители, вечные поиски спонсоров

  2. Такие талантливые дети как Асадбек Аюбжанов, встречаются очень редко. Вот такие таланты, могут прославить страну на весь мир!
    Это пример того, что сегодня чиновники и ответственные лица за развитие образования в нашей стране, ведут внутреннюю борьбу против президента и всей нации, своей мерконтильностью и безответственностью.

  3. Наверное, я являюсь не старожилом, а «среднежилом» школы Успенского, поскольку сначала училась в ней с 6 до 18 лет и работаю в ней же 34 года. В ответ на реплику «старожила» напишу, что быть «ангелом» в обязанности Ирмы Гулямовны не входило. Она была талантливым организатором, руководителем, планировщиком, менеджером, дипломатом и т.д. и т.п. Некоторая жесткость в каких-то случаях присутствовала, особенно по отношению к преподавателям, позволяющим себе безответственно относиться к своим обязанностям. Именно они и не видели в ее лице «ангела». Ирму Гулямовну окружали ее единомышленники – педагоги, с которыми она консультировалась, спорила или принимала во внимание их рекомендации.
    Верному Санче Панса, появившемуся в нашей школе от силы 4 года назад и так «хорошо» разбирающемуся в истории учебного заведения, дабы не попасть впросак, не мешало бы хорошенько изучить материалы и документы, а не доверяться «сказкам дядюшки Римуса». Во времена СССР по своей продуктивности школа Успенского занимала 4-ое место среди равнозначных ей спец школ в республиках Союза. Особо талантливые дети успешно продолжали свое обучение в ЦМШ Москвы чуть ли не после 5 лет обучения в Успенке. Чтобы кого-то не обидеть – не буду перечислять тех, кого помню. Другие учащиеся, окончив школу, не менее успешно поступали в Московскую и Ленинградскую консерватории. Во времена Ирмы Гулямовны конкурсов было мало, и все они были высочайшего профессионального уровня. Алексей Султанов, Станислав Юденич, Эльдар Небольсин, Улугбек Палванов. Кому интересно, могут найти информацию в достаточном количестве на просторах интернета. Их конкурсы – это не бумажка в рамочке на стене квартиры родителей. Это часть их огромной профессиональной деятельности, которая начиналась в стенах нашей школы во времена Ирмы Гулямовны! А теперь наипочетнейшее 7-ое место, съехав с 4го, нам присуждено на основании сравнения с кем? с чем?????
    И все-таки школа держит свой уровень за счет бескорыстного и усердного труда педагогов, учащихся и их родителей. Наши выпускники поступали и продолжают поступать в различные высшие учебные заведения мира. Жаль, что таких выпускников становится меньше. Жаль, что Успенка, отдавшая 11-12 лет своей жизни, не может их вернуть себе. Но ПЕДАГОГИ Успенки открыли им двери в хорошее профессиональное будущее.
    И еще один «свеженький» факт о «вкладе» не буду уточнять кого в стимулирование и развитие юных дарований. В конце марта в Ташкент из Москвы прибыла группа педагогов Гнесинки, Московской консерватории и ЦМШ в рамках проекта Дениса Мацуева «Новые имена». Сначала состоялись прослушивания одаренных детей, представляющих различные музыкальные школы города. На второй день — мастер классы приехавших педагогов. Для прослушивания, целью которого был отбор детей для двухнедельной поездки на мастер классы в город Суздаль , администрацией школы был создан список учащихся, рекомендованных для этого прослушивания. В списки внесли учащегося 10 класса, лауреата республиканского и международных конкурсов, кларнетиста Егора Новикова (класс педагога Антошкина С.В.). Но в списке, уже утвержденном для прослушивания, его фамилия чудесным образом вылетела. Нам сказали, что «список составляла МОСКВА!!!!». Ничего. Мы привыкли. На следующий день Егор Новиков со своими педагогом и концертмейстером приходит на мастер класс доцента Московской консерватории, заслуженного артиста, кларнетиста М.И.Безносова, который после исполненного Егором произведения задал вопрос: «А почему вы вчера не играли на прослушивании????!!!!!» Нам пришлось ответить, что мы были в списках, но потом ….. исчезли. У нас теперь тоже возник вопрос: « Как же это МОСКВА, в составе которой был кларнетист, из списка удалила единственного учащегося -кларнетиста». Вопреки всему Егор Новиков таки стал стипендиатом фонда «Новые имена» и лично по приглашению педагога выехал на мастер классы под патронажем народного артиста Ю.А.Башмета, успешно выступил на гала концерте, а вернувшись, отыграл 3-х туровый ( заметьте! трехтуровый, живой!!!, а не 10-минутный интернет конкурс) Республиканский конкурс ССУЗ и получил первое место.
    …. И на последок….. Мне практически каждые два года приходится участвовать в различных конкурсах. Если директор так ратует за конкурсы и развитие юных талантов, почему, в отличие от директора школы Глиэра и руководства «Петровки», почему никогда не приходит послушать «своих подопечных», а лишь ограничивается пожеланиями всяческих успехов в Телеграмгруппе…..

    • О том, что неугодные часто не попадали в нужные списки знают все. Документы «неугодных» могут затеряться ( их просто выбрасывали в мусорную корзину как это было с моим сыном), рекомендации обычно им не полписываются под разными надуманными предлогами и т.п. Способов не допустить до конкурса или поездки масса, результат всегда олин — отказ. Зато «сговорчивые» без всяких препятствий выезжают куда угодно. Среди сговорчивых могли быть и очень способные, и откровенно слабые, но с влиятельными небедными родителями. Были случаи, когда слабые учащиеся, затесавшись в компанию к нескольким сильным, выезжали на мастер классы и не играли, чтобы не позориться. Зато чудесно проводили время, отдыхали, приезжали с покупками очень довольные. Особые дети — дети педагогов школы. Обычно играющие, способные, но часто несговорчивые, вечно «неблагодарные», и ходящие по Министерствам, сующие нос в финансовые отчеты и т.п. Они дико раздрожали руководителя своей настойчивостью. Правда обычно именно они привозили высшие места, которыми затем прикрывались отчеты о достижениях школы.

  4. У меня теперь вопросы только к Министерству Культуры:
    — ПОЧЕМУ Министерство Культуры до сих пор не сняло Джамалову с должности?
    — ПОЧЕМУ Министерство Культуры позволяет Джамаловой отмечать свой день рождения после объявления приговора вручением дипломов выпускникам (и, наверняка, сбором «хлебного» урожая подарков), своим упорным молчанием способствуя распространению слухов о том, какое множество самых высокопоставленных должностных лиц прибыли не сее мероприятие, били челом и целовали ручки? Фоторепортаж гламурной вечеринки удобным образом может быть найден на личных страницах ряда лиц в Фейсбуке.
    — ПОЧЕМУ Министерство Культуры не справляется со своей подчиненной?
    — ПОЧЕМУ Министерство Культуры позволяет Джамаловой вести прием учащихся на новый учебный год?
    — СКОЛЬКО талантливых, достойных детей останется за бортом в этом учебном году благодаря молчанию Министерства Культуры?
    — ГДЕ статистика поданных заявлений в 1ый класс?
    — СКОЛЬКО детей претендует на одно место?
    — СКОЛЬКО мест открыто для приема в 1ый класс на 2021-2022 учебный год?
    — ГДЕ можно ознакомиться с Уставом Успенки?

    Не думаю, что дело в описанном в статье чиновнике, который после всего сказанного, насколько мне известно, продолжает свою успешную карьеру в Министерстве.

    В данном случае молчание Министерства Культуры – это не ЗЗЗолото, это БББолото! Чем дольше молчать, тем глубже будет засасывать. Я думаю, что вопрос молчания Министерства Культуры уже нужно поднимать дальше, например в Агентстве по противодействию коррупции, или задавать Председателю Комитета Сената (Верхняя палата) Олий Мажлиса Узбекистана по вопросам молодежи, культуры и спорта Сайфуллаеву Б.С.

    А что касается международных рейтингов, то они определяют место образовательного учреждения по многим разным параметрам, в том числе:
    — калибр и успехи выпускников;
    — качество нынешних учащихся;
    — качество нынешних педагогов;
    — количество желающих поступить в данное образовательное учреждение;
    — количество желающих преподавать в данном образовательном учреждении и т.д.

    По первому пункту позвольте процитировать недавнего выпускника (пунктуация автора сохранена):
    «Но я так скажу как я помню меня каждый раз каждый год ставили на отчисление и за 12 лет я ни разу не услышал чтобы директор (прим. Джамалова) требовала денег или же еще что то от меня и от моих родителей».
    Единственное публичное выступление этого свежеиспеченного «именитого выпускника высокого калибра», которое лично я слышала, это аудиозапись с педсовета, на которой он, обращаясь к педагогам ВЫСОЧАЙШЕГО КАЧЕСТВА, обещает расстрелять (!) любого, кто обидит его мать. До сих пор не могу понять, а ЗАЧЕМ Джамалова спасала учащегося, которого каждый год педагоги ставили на отчисление? Ну точно не для того, чтобы «ворваться в международные рейтинги»! Это в ответ на заявления Санчо Пансы ))

    Насчет выпускников, которыми гордится не одно поколение, сказали выше. Хоть и я в школе лишь пятый год, со слов старожилов и прочих …жилов, а также по личным наблюдениям могу судить, что школа продолжает выпускать успешных выпускников не благодаря, а ВОПРЕКИ Джамаловой. А БЛАГОДАРЯ Джамаловой (см. наглядный пример выше), количество успешных, достойных выпускников и процентное соотношение успешных выпускников к горе-выпускникам только снижается.

    Качество нынешних учащихся определяется их публичными (музыкальными!) выступлениями и победами на СЕРЬЕЗНЫХ конкурсах. Качество нынешних педагогов определяется количеством обучающихся у них качественных учащихся и выпускников. Качество вновь поступающих очень сильно зависит от количества квалифицированных претендентов на одно место. Информации ни по одному из этих показателей нигде в публичном доступе нет. Зато на сайте Успенки uspenko zn uz есть информация о сливочном масле и гречневой крупе ))

  5. Там все друг друга покрывают. В министерстве культуры такие же взяточники сидят.
    Но и при Заирове жизнь была не сильно лучше. В школу принимали тоже за определенную мзду. Ремонта школа не видела. Главная его заслуга была в том, что педсоставу не мешал работать.

    • видимо определенную мзду во время Заирова заносили именно его заместителю Джамаловой, под предлогом что она передаёт их ему

  6. Виктор Михайлов!Спасибо за такие интересные,правдивые статьи о нашей школе о ее самых темных мутных временах.Наконец-то все узнают правду о мошеннице,которая наживалась,разрушая созданное талантливыми Мечтать о возрождении школы уже невозможно,но надежда умирает последней……

  7. Как печально… Печально, что музыканты, таланты, с детства вынуждены включиться в эту борьбу- денег с талантом….. Сто таланту нужно подстраиваться и просить помощи… Унижаться…. И часто ломать себя… Грустно, что Пелагоги вынуждены заниматься не обучением и таорчеством… А вот этим всем…. Хочется верить в лучшее… Красота, музыка, спасет мир….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь