back to top
3.2 C
Узбекистан
Вторник, 4 марта, 2025

26 июня день флага Крымских татар

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,340ПодписчикиПодписаться

Ежегодно нация крымских татар отмечает  26 июня День крымского татарского флага.

Традиция поддерживается и в Ташкенте, в культурном просветительском центре «Авдет» численность семей посещающих центр превышает за тысячу.

С 2010 года 26 июня отмечается крымскими татарами как день крымского татарского флага.     

Татарская община Узбекистана на данный момент составляет примерно  100 тыс. человек, из которых 20-40 тыс. принадлежат к крымским татарам. Это главным образом потомки принудительно выселенного из Крыма в годы Великой Отечественной войны населения.

По состоянию на 1 июня 1944 г. в Узбекистан было переселено 35275 семей крымских татар, или 151604 человека. Об этой человеческой трагедии, наверное, знают все. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны № 5859  «О крымских татарах» от 11 мая 1944 г. власти Узбекской ССР обязаны были принять переселенцев и распределить их по городам и селам для использования на сельскохозяйственных работах и в промышленности.. Сейчас  народ вспоминает об этой трагедии как жёсткое и суровое решение, но таковы были законы военного времени.

По мере возможности как государственные органы, так и народ республики старались облегчить участь ссыльных, оказать им помощь в обустройстве и в их  трудовой деятельности. Нация обрела новый дом. В упомянутым постановлением на власти УзССР возлагалась обязанность «обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами», ежемесячно выдавать переселенцам муку, крупы, овощи. Выдача производилась бесплатно. Узбекистану были перечислены средства на выдачу ссуд на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью с рассрочкой до семи лет. Для строительства домов Главснаблес поставил необходимые пиломатериалы.

Для крымских татар в Узбекистане началась новая жизнь, безусловно, сложная, но народ в целом постепенно  прижился на великой гостеприимной земле.

Крымские татары расселялись в больших городах – Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане. При этом уровень образования крымско-татарской общины превосходил среднеузбекский. Будучи близкими по культуре узбекскому народу, крымские татары обогатили ее новыми именами писателей, художников, поэтов, музыкантов, скульпторов. Зарекомендовали они себя и высококлассными специалистами и учеными. Всей республике известны имена докторов технических наук Тейфука Асанова и Февзи Якубова, доктора химических наук Асана Муртазаева, доктора архитектуры Заремы Ногаевой, архитектора Энвера Асанова, востоковеда-тюрколога, доктора филологических наук Айдера Меметова, историка Гульсум Михалевой.

Узбекистан был  гостеприимным краем для переселенцев. С 1957 по 1990 г. здесь выходила республиканская газета на крымско-татарском языке «Ленин байрагы». В 1984-1991 гг. издавался литературно-общественный журнал «Йылдыз», а также две областные газеты «Дустлик» и «Бахористонакъикваты». Радио Ташкента до 1990 г. три раза в неделю вело передачи на крымско-татарском языке. В некоторых средних школах имелись классы для детей крымских татар, где обучение проводилось на родном языке.

Толерантность и отсутствие нарушений прав крымских татар в Узбекистане отмечает и руководитель ташкентской татарской организации «Авдет», однофамилец известного меджлисовского деятеля Нусрет Джемилев: «Что касается взаимоотношений с узбеками, то они весьма толерантно, терпимо и доброжелательно относятся к депортированным: если и были случаи притеснения, то единичные. Власть тоже настроена вполне дружелюбно».

Крымско-татарские специалисты ценятся и сейчас. Как с гордостью признается Н. Джемилев, «крымские татары добросовестно относятся к делу – их с удовольствием принимают на предприятия». Даже отпускать не хотели в Крым, «потому что многие из уезжавших были сильные, грамотные специалисты, многие занимали высокие посты».

Массовое расселение крымских татар в республике связано с депортацией их из Крыма в 1944 году. Проживание значительной по численности группы крымскотатарской интеллигенции в столице Узбекистана, ее стремление сохранить вдали от родины свой язык, традиции и обычаи, вернуться к истокам национальной культуры обусловило создание в 1997 году Ташкентского национального культурного центра крымских татар «Авдет» — «Возвращение»

В центре «Авдет»  проводятся культурно-просветительские мероприятия, посвященные жизни и творчеству крымскотатарских деятелей культуры Узбекистана: писателей Шамиля Алядина, Чекеза-Али, Нузета Умерова, Куртнезира, скульптора Айдера Алиева, художника-гобелиста Мустафы Чурлу, композиторов Ягъи Шерфетдинова, Эдема Налбантова, Ильяса Бахшиша.

При «Авдете» работают кружки родного языка, танцев, проводятся вечера национальной культуры, музыки и поэзии крымских татар, а также концерты творческой молодежи, встречи с художниками. На выставках Академии художеств Узбекистана экспонировались произведения узбекистанских художников крымскотатарской национальности — Рустема Эминова, Мустафы Алиева, Гузали Алиматовой, Сейрана Куртджемиля.

Куртвелиева Гузель

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Молодцы крымские татары — патриоты, несмотря ни на что! Теперь у меня рождается смех, когда вспоминаю недавнюю историю, когда наши особисты преследовали наших же граждан с флагом Каракалпакстана в руках. Хотя на площади висят большие флаги Каракалпакстана и Узбекистана в знак признания суверенитета первого вторым.
    Что это — желание подавить патриотизм каракалпаков или юридическая необразованность особистов?

  2. Автор статьи не очень хорошо знает историю депортации крымскотатарского народа.
    Первый раз я , с удивлением узнала, что по приезду в Узбекистан моему народу выдавались ссуды на строительство жилья.
    Не было такого!!! Не было!!!
    В первые годы депортации от голода и болезней умерло больше половины народа. Наверное это случилось от того, что бесплатно выдавали продукты!!! Всё, чего добился мой народ- своим трудолюбием и упорством.

    • Здравствуйте, я автор данной статьи.
      Сама я Крымская татарка по маме
      Прежде всего я не делала акцента в данной статье о депортации, а лишь затронула её. Потому что это день флага, а не день депортации, и не статья об истории крымских татар, а о флаге!
      Моя бабушка лишилась родителей в 13 летнем возрасте, и все подробно описывала и знаю это про многие семьи.
      По прибытию им выдавались бараки и даже были конюшни , но прежде Узбекистан сам не был готов к такому повороту событий и такому количеству переселенцев. Здесь тоже не было высокого развития инфраструктуры прежде всего это надо заметить! Все обреталось постепенно. Спустя некоторого времени им выдавливались дома сельхозом и даже дважды. Мой дедушка (Куртвелиев Хурджелил Мумбет огълы) получил первым дом. Да я не спорю — они кровью и потом добивались своего места . Но и не нужно забывать, что люди умирали и на рельсах, у многих и отказывало сердце по прибытию, в некоторых семьях были астматики, вне зависимости от нехватки продуктов питания. К этому никто не был готов. Но народ выживал. И я думаю не стоит хаить Узбекистан, который в годы Мировой войны не только крымский народ приютил. Сложно было в те времена обеспечивать всех, помимо своих граждан. И я уважаю труд своих дедушки и своей бабушки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предупредило об ответственности за вмешательство в деятельность органов управления, признанных народом

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстройкомхоз) отреагировали на сообщения в социальных сетях о случаях принудительного присоединения органов управления...

Больше похожих статей