В ходе исследования, Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) разработан Индекс эффективности аукционных торгов (Индекс), который оценивает эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками. Важно отметить, что подобный Индекс в Узбекистане формируется впервые.
ЦЭИР проведен анализ государственных закупок на Информационном портале госзакупок (xarid.uz) за период с января 2020 г. по апрель 2021 г.
Целью исследования стало определение эффективности процедур закупок применительно к разным группам благ, закупаемых органами государственного управления и государственными предприятиями с долей участия государства в их уставном фонде путем проведения аукциона по снижению стартовой цены.
Исследование включило следующие направления:
Анализ состояния конкуренции между поставщиками на уровне определенного продукта;
Оценка эффективности процесса государственных закупок на уровне лота аукциона путем составления сводного Индекса, включающего более 7 показателей;
Оценка эффективности государственных заказчиков путем создания их Рейтинга на основе эффективности организованных ими лотов аукциона.
МЕТОДОЛОГИЯ
Индекс эффективности аукционных торгов оценивался по каждому лоту с использованием семи критериев, таких как сумма контракта, весовые коэффициенты категорий, снижение цены от стартовой цены, количество участников торгов, статус торгов и аномалии в данных или подозрительности закупок.
Аномалии были обнаружены по двум показателям, таким как снижение цены от стартовой цены и стартовая сумма контракта. Для выявления аномалии или выбросов были использованы комплексные алгоритмы.
Для анализа эффективности процесса государственных закупок использовались исходные данные, предоставленные Узбекской товарно-сыревой биржей (УзРТСБ). В ходе анализа данные были обработаны и очищены, после чего сформулированы комплексные индикаторы на основе обзора литературы, мнений экспертов и специфических характеристик процесса государственных закупок в Узбекистане.
ПРИМЕНЕНИЕ
Результаты, полученные в ходе работы над исследованием, могут быть применены в следующих областях:
Для оптимизации эффективности механизма процесса государственных закупок в форме аукциона;
Увеличение количества поставщиков товаров, где конкуренция между поставщиками в ходе аукциона слишком низкая;
Повышение квалификации ответственных лиц госкомпаний при планировании государственных закупок;
Снижение количества случаев расторжения контрактов в результате аукциона;
Упрощение процесса размещения госзакупок за счет добавления дополнительных возможностей на специальный портал госзакупок.
Экономия государственных ресурсов за счет более эффективной организации процесса госзакупок.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В период с января 2020 г. по апрель 2021 г. на портале госзакупок 5 330 бюджетными и 1 347 корпоративными организациями проведено 131 759 аукционов, сумма договоров составила 3,9 трлн сумов.
Между количеством заявок и суммой контракта наблюдается обратная зависимость: чем больше заявок, тем меньше цена, что ведет к экономии государственных ресурсов.
По аукционам бюджетных организаций в каждом лоте участвовали в среднем 5 поставщиков (в корпоративных аукционах — 4) и подавали 13 предложений (в корпоративных аукционах — 10).
Наибольшее снижение цен отмечается на:
«канцелярские товары» — 38%,
«одежда, обувь и постельные принадлежности» — 38%,
«спортивный инвентарь и оборудование» — 34%,
«звукозаписывающая техника и оборудование» — 32%,
«музыкальные инструменты» — 32%.
Незначительное снижение цен:
«биологически активные добавки» — на 5%,
«протезно-ортопедическое сырьё для стоматологии» — 7%,
«программный продукт» — 9%.
В них участвовали в среднем 2 поставщика.
ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ АУКЦИОННЫХ ТОРГОВ
В ходе исследования, ЦЭИР разработан Индекс эффективности аукционных торгов, который оценивает эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками.
В качестве критериев для оценки Индекса использовались экономия (сумма аукциона и процентное снижение цены от стартовой цены), конкурентность (количество участников), планирование и подозрительность закупок (процентное снижение цен, вышедших за пределы нижнего или верхнего квантиля, в разы), конфликтность (не выполнение контракта после его подписания).
Индекс объединил все вышеперечисленные показатели в единый индикатор. Значения Индекса варьируется в диапазоне от -7 до 7: наихудшее (от -7 до -3,5), плохое (-3,5—0), низкое (0—2,3), среднее (2,3—4,6) и высокая эффективность (4,6—7).
За рассматриваемый период, среднее значение Индекса составило 2,09 (бюджет — 2,28, корпоратив — 1,86), что соответствует низкой группе эффективности. С января т.г. по апрель т.г. индекс снизился с 2,09 до 1,77, что в основном связано со снижением доли успешно выполненных контрактов с 79% (средний показатель в 2020 г.) до 73%. В примере бюджетных заказчиков, этот показатель снизился с 84% до 73%.
Индекс был рассчитан по каждому лоту с учетом каждого вида продукции.
В ходе исследования выяснилось, что с наименьшей эффективностью закупались музыкальные инструменты (0,92), звукозаписывающая техника и оборудование (1,07), одежда, обувь и постельные принадлежности (1,13), спортивный инвентарь и оборудование (1,23), трубы и фитинги из термопластов (1,36).
Рейтинг государственных заказчиков
Суммируя значения Индексов, авторы исследования сформировали Рейтинг заказчиков, объявивших более 10 лотов (бюджетных – 1596, корпоративных заказчиков – 617, заказчиков республиканского значения — 236).
Ознакомиться с полным перечнем государственных заказчиков — участников Рейтинга 2020 года можно на сайте Review.uz (https://review.uz/post/reyting-gosudarstvennx-zakazchikov-v-uzbekistane-za-2020):
- Рейтинг бюджетных заказчиков;
- Рейтинг корпоративных заказчиков;
- Рейтинг заказчиков республиканского значения.
Среди бюджетных заказчиков, в нижней части рейтинга оказались:
Кардиологический диспансер Бухарской области (1596-е место, расторгнуто 67% договоров), Детско-юношеская спортивная школа Юкоричирчикского р-на (1595-е место), Управление медико-социальной службы Сырдарьинской области (1594-е место, относительно высокие стартовые цены по 18% аукционов), Общественный фонд поддержки неправительственных организаций и других институтов гражданского общества при Совете народных депутатов Самаркандской области (1593-е место, относительно высокое снижение цен по 47% аукционов), Отдел дошкольного образования Узбекистанского р-на (1592-е место) и Управление дошкольного образования Наманганской области (1591-е место).
Среди корпоративных заказчиков самый низкий рейтинг у «Термезский филиал АКБ Агробанк» (617-е место), ООО «Toshrangmetzavodtools» (616-е место, относительно высокое снижение цен по 44% аукционов), ОАО «Иссиклик манбаи» Бухарской области (615-е место, относительно высокие стартовые цены по 89% аукционов), Дирекция по управлению малыми промышленными зонами г. Ташкента (614-е место) и «Наваийский филиал АКБ Халкбанк» (613-е место),
Анализ показал, что в 18% случаях заключенные договоры были расторгнуты или аннулированы.
При этом, уровень расторжения договоров у Термезского филиала АТБ Агробанк составил — 100%, ООО «Toshrangmetzavodtools» — 94%, Дирекции по управлению МПЗ г. Ташкент — 74% и ОАО «Иссиклик манбаи» Бухарской области — 68%
Из заказчиков республиканского значения имеют низкий рейтинг Агентство по делам молодежи (1387-е место), Министерство инновационного развития (1496-е место), Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (1541-е место), Государственный центр тестирования (1543-е место), Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои (1560-е место).
В частности, из 67 заключенных контрактов Национальной библиотеки 28 (42%) были расторгнуты. На 29 аукционах объявлена более высокая стартовая цена в сравнении с другими сделками. Аналогичным образом были расторгнуты 37% контракты Государственного центра тестирования. При этом по 30% аукционов наблюдалось относительно высокое снижение цен.
61% организаций республиканского уровня вошли в рейтинг с низкой эффективностью. Для организаций областного и районного/городского уровней это число равно 52% и 45% соответственно.
В разрезе секторов аукционы с сравнительно большей эффективностью заказчиков проводились в сфере поддержки махалли и семьи (2,56 — средняя эффективность), среднего специального образования (2,50), здравоохранения (2,41), благоустройства (2,40) и ирригации и сельского хозяйства (2,28).
Наименьшая эффективность наблюдалась в секторах архивов (1,62), занятости и труда (1,73), энергетики (1,85), экономики и финансов (1,9).Следует отметить, что на первом этапе исследования эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов оценивается только на основе данных аукционов. В будущем ЦЭИР планирует разработать комплексный индекс, который будет содержать анализ эффективности заказчиков в тендерах, конкурсах и прямых закупках.