Как следует из сообщения информационной службы Министерства экономического развития и сокращения бедности, Узбекистан является лидером по уровню развития теневой экономики в Центральной Азии.
Из обнародованной информации следует, что в 2019 году этот показатель составлял в стране 52,11%. В то время как в Таджикистане он достигал 40,76%, в Казахстане — 36,65%, Кыргызстане — 30,53%.
Приводится сопоставительная статистика с мировыми державами, из которой, в частности, следует, что в США теневой сектор занимает 8%, Китае – 14,5%, Германии – 9,6%, Японии – 8,1%.
В информации говорится о негативном влиянии теневой экономики на самочувствие государства. Нарушается конкурентная среда, снижается качество и количество продукции, сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет, увеличиваются расходы для поддержки социальных и экономических институтов, замедляется экономический рост.
В сообщении, в частности, отмечено, что октябрьским Указом главы государства (2020 год) предусмотрены меры по сокращению уровня теневой экономики. Они коснулись предприятий общественного питания, строительных организаций и риэлторов. Строительным организациям, в частности, было разрешено осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда.
Кроме того, правительством страны определены задачи широкого внедрения цифровых технологий в сферах и секторах экономики, увеличения объемов безналичных расчетов, повышение популярности банковских услуг, внедрение эффективной системы снижения доли теневой экономики во внешней торговле и т.д.
Что делается в этом направлении? В сотрудничестве с экспертами Всемирного банка разрабатываются такие проекты, как «Стратегия сокращения доли скрытой экономики в 2021-2025 годах» и «Методология оценки доли скрытой экономики» (на основе модели MIMIC).
В рамках постановления правительства №1 от 7 января 2021 года определены задачи по внедрению автоматизированной системы проверки предприятий, анализу «подозрительных» производств. Сюда входит аналитическая работа в министерствах и ведомствах по определению секторов с высоким процентом теневой экономики, отмена действующих преференций, реализация программы «Risk analysis» и др.
Министерство экономического развития и сокращения бедности в сотрудничестве с международными организациями планирует разработать долгосрочную концепцию и методологию оценки, пересмотреть статистические отчеты и охватить долю скрытой экономики в макропоказателях.
В числе первоочередных задач- упрощение системы налогообложения, равенство налоговой нагрузки, улучшение конкурентной среды, свобода рынков и прозрачность бюджета, говорится в сообщении пресс-службы Минэкономразвития и сокращения бедности.