back to top
2.5 C
Узбекистан
Вторник, 14 января, 2025

Невольник чести генерал Самсонов.

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

Из цикла Туркестанские генерал-губернаторы

Александр Васильевич Самсонов, 55-летний генерал от кавалерии, с началом Первой мировой войны высочайшим повелением был отозван от управления Туркестанским краем и отправлен на передовую командующим 2-й армии. В конце июля 1914 года (по старому стилю) он прибывает в Варшаву где представляется командующему Северо-Западным фронтом Я. Г. Жилинскому. Именно отсюда начался его путь на Голгофу, к последней своей битве, завершившейся разгромным поражением – поражением, которое спасло Францию.

Не пережив позора, генерал Самсонов, для которого честь была превыше всего, пустил себе пулю в сердце. Можем ли мы осуждать его за это? Сподвижник Александра Васильевича, — с 25 ноября 1913 года исполнявший должность генерала для поручений при командующем войсками Туркестанского военного округа — А. М. Крымов писал о своём начальнике: «Он был благородный человек, каких мало. Чисто русский, отечестволюбивый офицер… Александр Васильевич роковым выстрелом взял на себя мужество отвечать за всех. Отечество и высшее руководство остались незапятнанными…»

А лично знавший Самсонова по службе в Туркестанском крае, будущий прославленный маршал Б. М. Шапошников писал: “Но разве Самсонов был хуже тех генералов, которые стояли во главе русских армий? Конечно же, нет! И как начальник, и как человек Александр Васильевич был обаятельной личностью. Строгий к себе, приветливый с подчиненными, он был высоко честным человеком. Но жизнь бывает жестока, сплошь и рядом такие люди, как Самсонов, становятся жертвами её ударов, а негодяи торжествуют, так как они умеют лгать, изворачиваться и вовремя продать самого себя за чечевичную похлебку в угоду другим. Самсонов не был таковым и поступил даже лучше многих «волевых» командующих армиями”.

Проследим же жизненный путь этого человека, — одного из тринадцати туркестанских генерал-губернаторов, — генерала от кавалерии Александра Васильевича Самсонова.

Глава первая

Родился наш герой в небогатой дворянской семье отставного поручика Василия Васильевича Самсонова и его жены Надежды Егоровны. Раннее детство Саши прошло в родовом поместье отца, расположенного в Елисаветградском уезде Новороссийской губернии. Как и положено сыну военного дворянина, после окончания Владимирской военной гимназии в Киеве, Александр поступает в Николаевское кавалерийское училище, из которого, в 1877 году, выпускается корнетом в 12-й гусарский Ахтырский полк, которым командует Н. Н. Тевяшов, — также будущий начальник Туркестанского края, — и практически сразу отправляется на русско-турецкую войну. Там он и получает своё боевое крещение. Ветово, Есердум, Хан-Гюль, Чесьми, Бессарабово, Кадыкиой, Трестеника, Мечки – вехи боевого пути корнета Самсонова.

Действуя в составе летучего отряда под командованием графа И. И. Воронцова-Дашкова, а то и самостоятельно командуя эскадроном, Александр Самсонов, даже на фоне более опытных офицеров с боевым опытом за плечами, отличался отвагой, инициативой и способностью к грамотному тактическому расчёту. В лихой атаке гусар под Кадыкиой под ним убили лошадь, а сам чудом остался жив. На исходе 1877 года за боевые заслуги Александр Васильевич был удостоен первых наград – ордена святой Анны IV-й степени и именного оружия с надписью: «За храбрость».

Война на Балканах закончилась победой русской армии, однако Александр не сразу вернулся на Родину. Ещё полтора года прослужил он в Болгарии, побывав за это время во многих городах и сёлах вновь народившегося государства. И везде одного из освободителей страны от турецкого ига благодарные жители встречали восторженно и радушно, о чём часто впоследствии вспоминал Александр Васильевич в кругу семьи и сослуживцев.

В своих воспоминаниях Самсонов, отметил случайный эпизод, предопределивший его дальнейшую судьбу, а именно знакомство с генералом М. И. Драгомировым. Драгомиров, — герой русско-турецкой войны, — увидел в юном корнете живой ум, редкую наблюдательность, находчивость, и посоветовал поступать в Николаевскую академию Генштаба. Александр послушался и последовала учёба в этом престижнейшем учебном заведении, которую Самсонов окончил в 1884 году. Окончил, правда, далеко не из первых. Столь талантливые, живые натуры редко уживаются с схоластическим режимом обучения. Но, ведь и Скобелев окончил Академию лишь по второму разряду, несмотря на несомненную свою любовь к военному делу и военному искусству. Дальше последовала служба на Кавказе, где перед 25-летним капитаном открылись блестящие возможности для военной карьеры. Здесь Самсонов прослужил, в общей сложности 6 лет, последовательно занимая должности старшего адъютанта штаба 20-й пехотной и Кавказской гренадёрской дивизий, после чего военная судьба забрасывает его на Запад, в Варшавский военный округ.

Сначала Александр Васильевич исполняет должность штаб-офицера для поручений при штабе округа, а вскоре, с 1 февраля 1893 приставка “и. д.” исчезает, и полковник Самсонов становится штаб-офицером для особых поручений при командующем войсками Варшавского военного округа – пост этот занимал в то время герой русско-турецкой войны И. В. Гурко. Иосиф Владимирович, большой знаток человеческой души и человеческих слабостей, сразу оценил молодого блестящего офицера Генерального штаба, его знания, трудоспособность, и, по-видимому, сам большой труженик, привязался душевно к своему сотруднику. Прослужив три года в Варшаве Самсонов, в конце июля 1896 года, назначается начальником Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища, сменив в этой должности генерала Сухотина.

 Кавалерийских училищ в Российской империи было всего три, — кроме Елисаветградского существовали подобные военные заведения в Петербурге и Твери. Решение о создании Юнкерских школ было принято по окончании Крымской войны, а непосредственно Елисаветградское кавалерийское училище, — в задачу которого входило обучение и специальная подготовка офицеров кавалерии в течение двух лет, —  было основано в 1865 году.

ПРИКАЗ

ВОЕННОГО МИНИСТРА

С. Петербург, Июня 27-го дня 1865 года

  По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению к 1 Сентября настоящего года назначено открытие юнкерских училищ:

ПЕХОТНЫХ: по одному для Военных округов: Киевского в Киеве, Одесского — в Одессе, Харьковского — в Чугуеве и Рижского — в Риге, — это последнее также и для армейских пехотных частей Петербургского округа; каждое училище на 200 обучающихся.

КАВАЛЕРИЙСКИХ: одно в ЕЛИСАВЕТГРАДЕ — для кавалерии Киевского, Одесского и Харьковского военных округов и другое в Твери для кавалерии Виленского, Варшавского и Московского округов; первое из сих училищ на 90, а второе на 60 обучающихся.

Генерал-Адъютант МИЛЮТИН

Фотопортрет А. В. Самсонова из книги “Незабываемое прошлое Славной Южной Школы. 1865–1965. Исторический очерк Елисаветградского кавалерийского училища с воспоминаниями питомцев Школы к столетию со дня основания училища” и открытка с видом училища.

Полковник Самсонов имевший уже к этому времени опыт войны, прекрасно понимал, что в основе подготовки кавалерийских офицеров должно лежать максимальное приближение к боевым действиям. Придерживаясь суворовского принципа – “тяжело в ученье легко в бою”, — начальник училища никаких послаблений юнкерам не делал, невзирая ни на какие заслуги или социальный статус.

“В отличие от Тверского училища, — пишет в своих воспоминаниях один из слушателей, — юнкера коего имели на манёврах конюхов, мы сами чистили лошадей, кормили их и водили на водопой. Наш Начальник училища генерал А.В. Самсонов хотел, чтобы мы ничем не отличались от простых солдат”.

Сам Александр Васильевич лекций старался не читать, поскольку ораторским искусством не владел. Вот, что вспоминает выпускник училища генерал Пулевич: “Не могу обойти молчанием преподавателя Военной Истории, окончившего Академию по 2-му разряду, Шт.-Ротмистра Ямбурского полка Лаврова. Такого красноречия я до того никогда не слыхал. Со звуком трубы Лавров обычно кончал лекцию какой-нибудь цветистой фразой. Когда он однажды заболел, читать военную историю взялся сам Начальник училища. Читал он Бородинское сражение. Обладая изумительной памятью, он совершенно был лишен дара слова и его лекции были пыткой для нас”.

Тем не менее юнкера Александра Васильевича обожали. В книге “Незабываемое прошлое Славной Южной Школы 1865–1965. Исторический очерк Елисаветградского кавалерийского училища с воспоминаниями питомцев Школы к столетию со дня основания училища”, вышедшей в Нью Йорке в 1965 году, читаем: “Выдающимся из всех начальников училища нужно считать генерала майора А.В. Самсонова. […] Приняв Училище в 1897 году, он славно возглавлял его почти 8 лет. Ротмистр Князь Ишеев пишет следующее о Генерале А. В. Самсонове: Вспоминая своих начальников и педагогов, прежде всего должен упомянуть Начальника Училища Генерала А.В. Самсонова. Несмотря на свои строгость и требовательность редко кто пользовался такой любовью юнкеров.

Генерал Самсонов был добрейшей души человек: не было случая, чтобы он отчислил кого-либо из юнкеров в полк. Но, наряду с этим, он обращал особое внимание на строевые занятия. При нем Елисаветградское Кавалерийское Училище в строевом отношении было на большой высоте”.

В Елисаветграде Самсонов женится на своей дальней родственнице — Екатерине Александровне Писаревой, ставшей ему настоящим другом и верной спутницей до конца жизни. Это действительно был союз двух любящих сердец, поскольку Александр Васильевич не был, что называется выгодной партией. В это трудно поверить, но это факт; в послужном списке Самсонова против вопроса: “Есть ли за ним, за родителями его или, когда женат, за женою, недвижимое имущество, родовое или благоприобретенное?” стояло: “Не имеет”.

Восемь лет прослужил полковник Самсонов в должности начальника училища, одновременно состоя членом Елисаветградского городского комитета общества Красного Креста и гласным Елисаветградского уездного земства. Вероятно, продолжил бы свою службу на этом поприще, и дальше, но разразилась война с Японией, и Самсонов, уже в чине генерал-майора, подаёт рапорт с просьбой отправить его в Маньчжурию. Рапорт был удовлетворён.

В.ФЕТИСОВ

Продолжение следует

На заставке: Неизвестный художник. Портрет Александра Васильевича Самсонова. Конец XIX в. Холст, масло. Новочеркасский музей истории донского казачества

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Мундир явно не того колеру. Вы бы хоть полюбопытствовали, как правильно раскрашивать, редак…сия…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В ташкентском аэропорту появились навороченные котодомики

Домики для уличных кошек появились в зеленой зоне, расположенной между холлом и основным зданием терминала вылета международного аэропорта «Ташкент». Котодомики,...

Больше похожих статей