С 31 мая по 2 июня в Узбекистане впервые выступили профессор Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Инна Королёва и специалист Минского ресурсного центра по обучению детей с кохлеарными имплантатами, педагог по вокалу Светлана Бурнос. Семинар по психолого-педагогической поддержке детей с кохлеарными имплантами, организованный в Ташкенте и Самарканде посетило более 200 сурдопедагогов, логопедов, реабилитологов из разных областей Узбекистана.
В Узбекистане оперции по кохлеарной имплантации детям с глухотой и нарушениями слуха проводятся с 2014 года. За это время проведено более 1000 бесплатных операций. Однако специалисты утверждают, что правильно проведенная операция – это только половина успеха. Очень важен послеоперационный период, когда нужно развивать речь ребенка. Здесь необходим особый подход – слежанная ежедневная работа сурдопедагогов и родителей. Ранняя диагностика, операционное лечение и правильная реабилитация в купе дают потрясающий результат: родившийся абсолютно глухим ребенок в дальнейшем сможет посещать общеобразовательную школу и ничем не отличаться от своих сверсников.
«Сегодня дети с кохлеарными имплантами не только занимаются и учатся в общеобразовательных школах и детских садах наравне со сверстниками, но и пробуют свои таланты в музыке, танцах, вокале. Это чудо. Мальчики и девочки, которым когда-то был поставлен диагноз «полная потеря слуха», сегодня могут виртуозно играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Но это заслуга не только хирургов, делащих операции. Это огромная работа и специалистов, и родителей в постоперационный период. Язык – это то, что осваивается ребенком не только на занятиях, но и на протяжении всего дня. Огромную пользу в развитии речи приносят музыкальные и танцевальные занятия», — отметила доктор психологических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, профессор Санкт-Петербургского детского сурдологического центра, руководитель программ слухоречевой реабилитации Инна Королёва.
Инна Васильевна – человек с мировым именем – впервые выступила в Узбекистане со своими лекциями и поделилась с узбекскими коллегами практическими навыками своей работы с детьми с нарушениями слуха, представив новые методики развития речи у пациентов после операций.
Об интересной методике развивать речь у детей после кохлеарной имплантации посредством пения рассказала специалист Минского ресурсного центра по обучению детей с кохлеарными имплантатами, педагог по вокалу Светлана Бурнос.
«На моих занятиях дети поют! То есть не просто слушают, двигаются под музыку, отстукивают ритм, а звучат! Считаю, что именно многократно пропуская через себя мелодию и текст песни, мозг лучше анализирует ритмический рисунок, звуковысотность, звучание фонем. Для того, чтобы происходило развитие всех параметров речи и слуха необходимо уделять пению 15 минут ежедневно. Я создала песенную базу для занятий. Это песни с простыми текстами, ритмом, с продуманным голосоведением и акустическим аккомпанементом. Я стараюсь превратить каждое слово песни в яркий образ. Это помогает словам из песни попадать сразу в активный словарь ребёнка”, — сказала Светлана Бурнос.
Отметим, организаторами семинара выступили Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр педиатрии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Самаркандский Государственный Медицинский Институт, компания “Medel” (Австрия). Семинар проводился с целью повысить эффективность научно-исследовательских работ, обменяться опытом, и конечно внедрить новые сурдо- педагогические разработки для повышения эффективности реабилитации детей с нарушениями слуха.