В какой момент и где именно потерял свой гражданский паспорт, Вячеслав Зайцев точно и не припомнит. В голове мешанина и никакой полезной информации. Смутно припоминает, что вроде бы брал с собой документ, когда собирался на рынок за продуктами и положил его в нагрудный карман. А может быть в брючный карман и его стащили жулики? Или обронил когда расплачивался с продавцами…
Разменял уже пятый десяток, а остался таким же как и в детстве — «рассеянный с улицы Бассейной». Благоверная узнав о том, что супруг «посеял» где-то паспорт орала на него страшно и долго и даже припугнула его оказавшейся под рукой сковородой.
…-Я тебя для этого на базар посылала?! Для этого?! Всего-то нужно было купить кило помидоров, кило лука и зелень! А ты паспорт по ходу потерял! Как ты теперь без паспорта, понимаешь хоть, чем это пахнет? Кто ты без паспорта?
— Да я вот как-то так… — попытался, было вставить Зайцев, но тут же был прерван жестко и безапелляционно.
— Что «да я»?! Растяпа, голова у тебя дырявая! Нет от тебя ни толку, ни пользы, ничего нет вообще! Ни-че-го… Дармоед, бездельник и лентяй! Или найди паспорт, или пиши заявление на выдачу нового. А теперь уйди с моих глаз, видеть тебя не хочу!
Зайцев, порядком струхнувший от крутого «наезда» жены, уныло поплелся в спальню, где сидел долго и тихо, вздрагивая от лязганья кастрюль и мисок, что жена специально шумела, дабы показать свое раздражение и недовольство.
— Что делать то? – думал Вячеслав, на нервах теребя край пододеяльника ногти — загрызет ведь стерва, со свету сживет, тарелки супа не нальет, пока я паспорт ей не покажу. Вот блин! Ну что делать, а?
Но ведь на то и дана человека голова, чтобы не только шляпу носить, а еще и пользоваться по назначению, как носителем мозгов. То есть думать, притом думать продуктивно, творчески. Ну вот герой нашего рассказа и воспользовался этой привилегией человека разумного. Думал, думал, шевелил усиленно мозговыми извилинами и наконец, — придумал.
И что вы скажете дорогие читатели? Додумался герой нашего рассказа до того, чтобы приобрести красную «корочку» удостоверения, что продаются сплошь и рядом, «шлепнуть» туда любой круглой печатью и использовать вместо паспорта. Паспорт свой скорее всего искать бесполезно, а если украли – тем более, а пока новый выдадут, как по городу ходить? А вот будь у него удостоверение, если остановят его блюстители правопорядка и скажут строго: «А ну-ка гражданин хороший, предъявите свой паспорт или какой другой документ удостоверяющий вашу несравненную личность», то можно им незамедлительно красной корочкой помахать. Вот, мол, смотрите, — я вам не кто-нибудь непонятный и неизвестный, а удостоверение соответствующее имею. Единственная загвоздка- где печать круглую раздобыть и что написать в удостоверении.
Вячеслав почесав затылок, крепко призадумался. А действительно, что написать, какую такую солидную должность себе присвоить? Мм-д-а-а… вот незадача. Может написать «Генерал Вячеслав Алексеевич Зайцев»? Нет, уж очень серьезно звучит. Да и признаться — не похож я на генерала. У генерала лицо серьезное, мужественное. А у меня…
Вячеслав посмотрел на себя в зеркало, и вздохнул – нет не гожусь я в генералы. А может быть написать «Вячеслав Алексеевич Зайцев — профессор математики». Нет, тоже не пойдет. Скажут мне «А ну-ка, докажите уважаемый профессор Зайцев, что вы сильны в математике – сложите то, перемножьте на это и все это разделите. Причем в уме». Да я в математике полный ноль! Нет, тоже не годится. Та-а-к… Что же такое придумать, чтобы мне поверили.
Зайцев перебрал множество нужных и почетных профессий, да так ни в одной не нашел свое призвание.
Проще говоря, ничего он делать не умел, знаниями ни специальными, ни в художественной области обременен не был, да и желания научиться чему-нибудь не имел категорически. В свои пятьдесят с хвостиком, Вячеслав Алексеевич весьма удачно повис на шее у законной супруги, кормившей, поившей и одевавшей великовозрастного бездельника или, как она в сердцах однажды выразилась – «подъедалу». Тем не менее, несмотря на систематические упреки жены, Зайцев себя особо виноватым не ощущал, скорее наоборот – считал себя жертвой неуемных амбиций и притеснений домашнего тирана в юбке.
Так или иначе, Вячеслав к вечеру придумал, что именно вписать в удостоверение. Профессия журналиста ему явно импонировала, несмотря на то, что за спиной имел с трудом оконченную среднюю школу. А что, идея вполне, заслуживала внимания. Вот остановят его сотрудники правоохраны, а он им книжечку покажет красную. А там внутри написано «Вячеслав Алексеевич Зайцев — журналист». Тогда они ему козырнут, как полагается и скажут «Извините уважаемый журналист, накладочка вышла. Можете идти!»
А я положу свое удостоверение в карман и слегка улыбнувшись, пойду дальше. Я вам не кто-нибудь там. Я понимаешь — журналист!
В этот же день, Зайцев на книжном развале купил красную «корочку» удостоверения. Поутру, робко прошмыгнув мимо хмурой супруги, он направился к своему давнему приятелю пенсионеру — Ильдару Грибуллину, у которого как ему было известно, хранилась круглая печать и угловой штамп одного из столичных ООО. Кто-то из сотрудников фирмы, оставил печать и штамп на временное хранение у дяди Ильдара, да так за ними и не вернулся. А что пенсионеру до этих атрибутов – лежат себе и лежат. Авось кому-нибудь да пригодиться. Вот и пригодилось…
— Да-а, ловко ты смастерил – произнес дядя Ильдар рассматривая заполненную корочку с фотографией Зайцева. Журналист…Причем журналист солидного ведомства…А ты хоть узнавал, там в этом ведомстве должность такая имеется? А Славик? Потом если что, надерут тебе уши как полагается, будешь потом белугой реветь. Да и мне достанется «на орехи».
Зайцев моментально сделал просительное выражение лица:
— Ну так и шлепните печать, дядя Ильдар, если вам не жалко…
— Да не жалко мне, но смотри – я предупреждал тебя Славик!
В целях самосохранения, жене о поддельном удостоверении Зайцев ничего не сказал, — она женщина прямолинейная, имея поистине стальной характер и несгибаемую волю, терпеть, не могла разные там увертки и противозаконные ухищрения. Хотя, лучше бы уж жене об этом сказал. Шею ему бы она «намылила» основательно и удостоверение это порвала обязательно, но от беды бы уберегла.
…Спустя два дня, Зайцев спустился в метро и увидев сотрудников правоохраны, почувствовал, что сейчас к нему подойдут. Как в воду глядел! У него вдруг мелко затряслись руки, он как-то засуетился, беспомощно оглядываясь по сторонам.
— Добрый день. Предъявите, пожалуйста, документы…
Сквозь пелену, предательски застившую глаза, Вячеслав увидел стоящего перед ним сотрудника органов внутренних дел и пошатнулся.
— Что с вами? Вам плохо? Пожалуйста, покажите свои документы!
— Сейчас, сейчас, – пробормотал Зайцев и с трудом выудил из кармана удостоверение. Протягивая сотруднику «корочку», рука его тряслась словно в лихорадке.
Блюститель правоохраны, внимательно прочитал надписи в удостоверении и изумленно посмотрел на Зайцева.
— Прошу следовать за мной!
— Что-то не так?
Зайцев почувствовал, как из-под него уходит пол.
— Пройдемте со мной!
Уже в ОВД Метрополитена Ташкента в присутствии свидетелей, Вячеслава Зайцева спросят: а вы уважаемый, точно уверены, что не сами смастерили сей странный документ, где должность «журналист», не совсем органично сочетается с указанным ведомством, а печать ну уж совсем не из той оперы. Печать-то принадлежит одному из столичных ООО, что уж совсем никакого отношения к журналистике не имеет.
По данному факту было возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям, которое было расследовано в Следственном управлении ГУВД Ташкента. Вячеслав признался во всем и слезно покаялся в своем противоправном, откровенно говоря – дурацком поступке.
Была проведена полная экспертиза поддельного удостоверения и выяснилось что, почерк принадлежит руке самого Зайцева, печать является собственностью одного из столичных ООО, давно уже ликвидированного. Помимо Вячеслава, к ответственности был привлечен и пенсионер Ильдар Грибуллин, сами понимаете за что. В общем, получилось так, как и должно было получиться, да и к чему в принципе рассуждать о том.
На суде супруга Зайцева сначала в сердцах погрозила ему кулаком, а потом всплакнула: хоть и дурак, благоверный, а ведь столько лет прожили вместе. В общем, такая вот история. Ну а тем, кто решил подделать удостоверение, ну или какой другой документ, напомним еще раз: голова не только для шляпы предназначена, головой думать надо!
(Имена и фамилии изменены из этических соображений, возможные совпадения могут иметь случайный характер)
А. АСИН