В древнегреческой истории, литературе и мифологии есть имена, которые обогатили духовный потенциал человечества и по сей день используются в лексиконе, как правило, людей интеллигентных и сведущих. К примеру, Ной (ковчег), Аргонавты, Елена Прекрасная, Ахилл (пята), Одиссей, Пенелопа и немало других.
Но можно смело утверждать, что наиболее часто упоминается имя Эзопа, баснописца и философа. И не только потому, что в течение столетий его произведения цитируются, находят новое прочтение в баснях, к примеру, Лафонтена и Крылова, но и потому, что с именем Эзопа связаны тайнопись в литературе, иносказания, намеренно маскирующие мысль (идею) автора, такие понятия, как аллегория, ирония, перифраз, аллюзия и другие приёмы. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками, а мы — его духовные наследники — используем Эзопов язык, для того, чтобы скрыть от не всегда грамотных цензоров свои размышления, намёки и приговоры.
Думаю, для многих тонко мыслящих и творящих писателей и в 18-21 веках, и ныне такая подача материала хорошо знакома. В сатире Эзопов язык зачастую становился частью индивидуального стиля многих авторов и применялся также вне цензурного давления. Так что Эзопов язык у нас постоянно на слуху и люди грамотные, смелые, и в то же время осторожные, при необходимости, охотно используют это жалящее орудие.
Как всегда, такое длинное вступление мне понадобилось для того, чтобы поведать любознательным читателям о событии в культурной жизни столицы, значение которого трудно переоценить. Что же это за событие?
В минувшую среду в Русском Драматическом театре Узбекистана (бывшем театре им. Горького) состоялся премьерный показ трагикомедии Гильерме Фигейредо «Эзоп» в постановке Заслуженной артистки Республики Узбекистан И.Авдюшкиной. Сразу же хочется отметить очень уместную сценографию М.Сошиной и балетного репетитора И.Останина.
Бразильский драматург в своём прочтении личности Эзопа и его творений, прежде всего, утверждает право любого человека на Свободу, на личное Достоинство, на высокое, и тем самым оправданное, чувство Любви.
Режиссёра — постановщика, наверняка, соблазняла идея создать лирическую драму, в которой центральное место заняла бы трагическая история любви – недостатка в такой интерпретации в пьесе нет, но она предпочла форму героической трагикомедии, в котором центральным конфликтом становится выбор между убийственной свободой и благополучным рабством. Для нас это очень актуально, поскольку до последнего времени нас усиленно приучали к молчаливому и жалкому повиновению перед власть имущими. Для того, чтобы пережить и перелопатить такое сознание требуется, видимо, не один десяток лет.
Разумеется, особого разговора требует оценка исполнителей главных ролей. Сразу скажу, что меня вполне устроила роль Клея в исполнении Н.Спиридоновой, Ксанфа, которого сыграл Заслуженный артист республики О.Галахов, Мели – в искромётно – влекущем исполнении Е.Беловой. Несколько сложным было моё восприятие нелёгкой роли самого Эзопа — почти в половине спектакля он был представлен этаким размахивающим руками шутом, но никак не сложившимся уже философом – творцом. Может, моя позиция – спорная, но мне не хватало поначалу мудрости в его поведении и заведомой обречённости.
В конце спектакля на всю сцену даётся вид небосклона. Но среди тысячи звёзд ярко выделяется одна — это, видимо, посыл к Эзопу.
У зрителей будет возможность высказать свою точку зрения лишь в сентябре (?) т.г., когда, наконец, мы сможем вновь ходить в наш гостеприимный театр.
Дай Бог!
Ало ХОДЖАЕВ, кандидат философских наук.