Только проснёшься, глаза откроешь, а тут новоиспечённый представитель творческой интеллигенции Мухаммад Али Дониёров, победитель конкурса короткометражных фильмов и сценариев, проведённого Турецкой организацией по правам человека и равенству (TIHEK).
Он написал сценарий к фильму «Дыхание» («Soluk»). Наш сценарист — парень из интеллигентной семьи, сын учителя математики, мать — преподаватель английского.
Попал в Турцию на заработки: «У меня был товарищ. Мы работали с ним вместе на складе. Однажды его мать заболела, нужно было сделать операцию. Товарищ сказал начальнику: «Выдайте мне 9 тысяч лир (1100 дол), я отработаю. Можете удерживать с моей зарплаты». Но хозяин не согласился. А его матери становилось всё хуже. Потом этот парень каким-то способом нашёл деньги, и, слава богу, вылечил мать.
Так и появилась идея фильма. «Обратите внимание на слова «каким-то способом». Меня это сразу заинтриговало. Потом идут размышления на тему зачем участвовать в кинофестивалях. Для нашего героя — это «боль за народ, за нацию», ему не нравится пьянство, угнетение женщин и взятки и он хочет, чтобы фильмы по его сценарию смотрела больше людей, я тоже посмотрела, спасибо.
Далее он рассказывает о медиа-академии в Стамбуле и тепло отзывается о своих наставниках. Затем, как здорово поставлена индустрия по производству сериалов в Турции, которая после США вторая в этом деле. Ему не очень нравится худпродукция в этом направлении, но всем надо жить и как-то зарабатывать на время для творчества. Хорошо.
И вот дело дошло и до отечественной киноиндустрии, где сразу отмечено тлетворное влияние на молодёжь Тик-тока. Эта платформа, имеющая более миллиарда пользователей, в их числе и меня — главная боль и идейный конкурент любого «приличного» интеллигента и неудачника-пропагандиста, бросить камень в неё стало общим местом, это как бы маркер «интеллектуала».
Далее, обязательно надо упомянуть Тарковского, любая инста-дива, претендующая на мозг, это делает, тоже понятно, и наш неофит туда же. Ну а дальше понеслооось: «Какие фильмы нужны для современной аудитории?»- Фильмы о менталитете. Такие фильмы есть, но их очень мало. К примеру, узбекские классические фильмы. В детстве мы смотрели фильмы про Алишера Навои или Бабура. Нужно снимать побольше таких фильмы. Потому что, как говорится: «Если хочешь поднять народ на ноги, похвали его предков».
Это ж какие фильмы про Бобура и Навои он в детстве смотрел без устали? И опять, бедные предки, нет им покоя, черпать чайной ложкой из океана прошлого и мучить менталитет — наша главная забава. Когда-то этот термин придумал этнолог Леви-Брюль противопоставляя мышление первобытного человека и современного, а теперь и мы его полюбили всем народным сердцем.
«Не все фильмы должны быть историческими: там могут быть отображены события о сельской жизни«. Ну слава богу, успокоил, надеюсь, про рабочий класс тоже не забудет, а то металлурги и асфальтоукладчики обидятся. «Мне кажется, что нашей сильной стороной сейчас может стать идея. Мы только выиграем, если создадим фильмы о национальных ценностях, о нашей религии«.
Парень, глаза открой, всё это ресинтементная болтовня, которую мы наблюдаем в Турции, Латинской Америке, России. Это в основном разговоры о прошлом, где давеча не то, что нынче и раньше всё было гораздо лучше.
Про будущие победы и «золотой век» предпочитают не говорить, вся риторика обращена в прошлое. Разговоры о том, что в былые годы, когда не было радикулита, мир был устроен гораздо правильнее, это никакая не идея, а трёп. Ну и конечно, цель нашего режиссёра: «…я поставил перед собой цель напомнить людям об их исконных ценностях, показать, что существуют такие понятия как совесть, нравственность, честность, семья«.
В этом месте я срочно перехожу по ссылке на фильм «Дыхание». Итак, короткометражный фильм на 6 мин. 39 сек. представляет из себя драму, герой которой явно является для сценариста нравственными идеалом и негаснущим моральным маяком для своего поколения. Фильм начинается с мук совести и безысходности, закончился последний баллончик с аэрозолем для астматиков, зрителю дают понять, что в доме присутствует тяжело больной человек.
Здоровый симпатичный молодой человек работает на складе, выполняет тяжёлую работу по переноске тяжестей, а благочестивая мать ведёт хозяйство, готовит сыну, убирает жилище, передвигая тяжёлый пылесос. При этом мама больна, у неё астма, требующая лечения и лекарств. Видно, что средств не хватает, сын просит своего работодателя дать взаймы, обещает отработать, но тот игнорирует его просьбы. Неприятный диалог с шефом происходит в его кабинете, звонит мобильник и шеф срочно покидает офис, и оставляет нашего героя один на один с открытым сейфом…
И конечно возникает классический русский вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею…», ответ на который давно всем широко известен, никакой интриги не происходит, впрочем как и долгих сомнений, и на глазах еще одной работницы, молодой человек во имя благой цели спасения матери, совершает преступление.
Никакого наказания или намёк о неблаговидности проступка, а точнее преступления, мук совести, нам не представлено, видимо, молчаливое наблюдение женщины в хиджабе, и есть собирательный образ сочувствия и негласного общественного одобрения поступка юноши, так сценарист для себя видит и нам представляет понятия совесть, нравственность, честность и семья, о которых упоминает в интервью… https://kun.uz/ru/15700130…
Зато все по-турецки. А чтобы турка понять надо самому быть турком. Когда-то говорили «Есть вещи хорошие, есть плохие и есть китайские». Теперь говорят «Есть киноискусство, есть кино индийское и есть турецкое».