29 апреля в театре исторического костюма «El Merosi» прошла премьера феерического представления «Под покровом небес». Спектакль — совместная работа театра «El Merosi» и артгалереи «Happy Bird».
Вопреки крылатой фразе, в этот день театр начинался не с вешалки, а с выставки в фойе. В ее экспозиции — репродукция центрального фрагмента фрески Афрасиаба, вдохновившей авторов на создание спектакля; набойки и вышивки; произведения портняжного искусства артгалереи «Happy Bird», которые могут стать украшением и золотым запасом музея текстиля или частной коллекции. Безупречный вкус соединил в комплекты, казалось, несочетаемое: современные роскошные наряды в этническом стиле, старинные украшения и авангардные головные уборы, вносящие искру эпатажа в восточную вальяжность.
Зрители, изголодавшиеся по театральному искусству за длительную пандемию, входили в зрительный зал в радостном предвкушении — и их надежды оправдались.
Спектакль состоит из нескольких новелл, созданных под впечатлением от росписей Афрасиаба. В новеллах отразились эпизоды истории Согда, древние верования, мифы и философские воззрения. Все это естественным образом сочетается с демонстрацией коллекций одежды артгалереи «Happy Bird», сольными танцами, декламацией стихотворений, звуковым, музыкальным и световым сопровождением.
Актрисам театра в новом спектакле помимо привычных ролей пришлось освоить и роли моделей, демонстрирующих одежду. Кроме основного состава театральной труппы в спектакле были задействованы учащиеся детской театрально-хореографической студии при «El Merosi». Для некоторых из них это был первый выход на большую сцену, да еще в премьере!
Армида Назарьян, арт-директор театра исторического костюма «El Merosi», рассказывает:
— Тема Согда всегда интересовала наш театр. В нашем классическом спектакле «По Шёлковому пути» есть фрагмент, где мы воссоздаём легендарные фрески Афрасиаба. Идея об оживших фресках Афрасиаба будоражила и меня, и Елену Ладик, руководителя артгалереи «Happy Bird», потому что на них сохранились изображения костюмов, дающие информацию о жизни и быте того времени, на которое пришелся расцвет Шёлкового пути.
В то время, как я писала сценарий, посвященный ожившим фрескам, Елена Ладик со своей замечательной командой работала над костюмами по мотивам росписей. Возник замысел создать необычный перформанс, где сочетаются история, философия, мифология, хореография, дефиле и красной нитью проходит легенда о птице Феникс (Хумо, Семург), символе жизнеутверждающего начала.
Идея совместного спектакля возникла еще в марте прошлого года, но из-за пандемии её воплощение пришлось отложить. Прошел год. Театр планировал устроить премьеру в мае, но санитарная обстановка опять оставляет желать лучшего. Была проделана огромная работа во всех направлениях: костюмы, сценарий, хореография, звукозапись, поэтому было решено путем интенсивных репетиций запустить спектакль до мая.
Елена Ладик, руководитель артгалереи «Happy Bird», рассказывает:
— Мы каждый сам по себе занимались своим делом. «El Merosi» — театр исторического костюма, а у нас современная одежда, иногда с театральным направлением. И эта тенденция ярко проявилась в период карантина. Фрески Афрасиаба вдохновили поработать над согдийской темой. Изоляция дала возможность сосредоточиться на творчестве, не распылять внимание на социальные и прочие явления.
Пережитые нами испытания не помешали жить и работать в полную силу. Финансовых поступлений в связи с локдауном не было и потому создание коллекции стало увлекательной в хорошем смысле авантюрой. Мы назвали коллекцию «Под покровом небес».
У театра «El Merosi» костюмы сценические, а у «Happy Bird» — монументальные, подиумные. Было решено объединить сценарий «El Merosi», подработав его, и коллекции артгалереи. «Happy Bird» много раз демонстрировала свои коллекции на различных показах, и стало интересно представить созданное командой в новом формате. Вот так и получился спектакль.
Зрители, выйдя из зала после спектакля, новыми глазами смотрели на выставку «Happy Bird» в фойе театра. Не обошли вниманием и ящики для сбора пожертвований в пользу Центра помощи бездомным животным «Терра».
Зрители Марина и Илья Михайловы (мать и сын), Россия:
— Мы временно живем и работаем в Фергане. В театре «Эль Мероси» побывали во время первого тура в Самарканд. Нынешнюю поездку подгадали так, чтобы попасть на премьеру. Когда узнали, чем навеяна идея спектакля, сходили в Музей Афрасиаба и посмотрели документальный фильм об открытии фресок. Мы в восторге от представления «El Merosi» и костюмов «Happy Bird»!
Каково это — исполнять одну из главных ролей в спектакле столь необычного театра?
Даяна Манукян, «птица Феникс»:
— Я выступаю в театре «El Merosi» 4 года. Сначала окончила колледж искусств по направлению хореографии, сейчас я студентка 1 курса музыкального факультета СамГУ. Мечтаю связать свою жизнь с театром и музыкой. Счастлива ли я и чувствую ли себя звездой? Сегодня определенно ДА!
Танец Феникса, как и остальные танцы и все движение актеров и актрис на сцене поставила хореограф Камила Касымова, работающая в театре со дня его основания.
Театр исторического костюма «El Merosi» открыт в 2005 году. Уникальность театра заключается в богатой коллекции костюмов, представляющих разные исторические эпохи и народности, населявшие Самарканд. Костюмы воссозданы по материалам фондов музеев, институтов и академий, по старинным миниатюрам и историческим хроникам. В частности, спектакль театра «По Шёлковому пути» даёт зрителю возможность побывать в различных исторических эпохах. Представление состоит из одиннадцати театрализованных эпизодов. В программе использованы фрагменты классических национальных музыкальных произведений и попурри восточных мелодий в исполнении зарубежных и узбекских музыкантов.
Арт-галерея «Happy Bird» основана в 2005 году. Является членом Центрально-азиатской Ассоциации в поддержку ремесел (CACSA) и Республиканской Ассоциации народных мастеров и ремесленников «Хунарманд». В «Happy Bird» помимо постоянной экспозиции устраиваются персональные выставки и мастер-классы как узбекских, так и зарубежных авторов. Арт-галерея организует выставки и показы своих коллекций по Узбекистану и за рубежом. Главные принципы «Happy Bird» — продвижение узбекского народного ремесла и искусства, использование в создании коллекций одежды преимущественно винтажных натуральных тканей и современных узбекских абровых тканей.
Илона Ильясова.
Фото: Евгений Романенко, Раиля Ханипова (3, 6).
Это потрясающие костюмы!!!!!Нет слов…один восторг!!!!!
Вее шикарно,креативно! Радует глубина использовываемого исторического материала. Коллекция Лены Ладик гормонично соединилась в сценическом исполении самаркандского театра исторического костюма! Впервые на театральной сцене можно было увидеть такое фейерическое шоу! Браво!!
Так ‘сочно’ и красочно написано, что немедленно хочется телепортироваться и наслаждаться действом, буйством красок, и воображения. Это и есть настоящее искусство! И неудивительно что это возрождается в Самарканде — перекрестке эпох, культур и цивилизаций. Кто-то должен был открыть этот ларчик Пандоры. Спасибо и ждем продолжений!