По сообщению информационной службы ассоциации «Узтекстильпром», в связи с непропорциональным ростом мировых цен с декабря 2020 года по март 2021 года и увеличением объемов закупок узбекской пряжи зарубежными партнерами на основе предоплаты на 2-4 месяца вперед в Узбекистане наблюдается нестабильность поставок пряжи для местных потребителей (красильных, трикотажных и ткацких предприятий).
Отмечено, что ранее существенные объемы поставок пряжи на внутренний рынок осуществлялись с отсрочкой платежа до 90 дней. По данным Ассоциации, в 2020 году 40,7% произведенной пряжи (или 313,6 тыс.тн) было переработано на внутреннем рынке. В 2019 году эти показатели составили 34,1 % или 207 тыс. тн, что указывает на рост внутренней переработки пряжи в республики.
С января 2021 года ассоциацией «Узтекстильпром» неоднократно на электронных площадках и дважды в рамках круглых столов с приглашением руководителей прядильных и швейно-трикотажных предприятий отрасли обсуждались меры по обеспечению внутреннего рынка пряжей. Часть их реализована на практике.
В частности, 24 предприятия получили финансирование на закуп сырья для производства экспортной продукции, производители пряжи регулярно анонсируют объемы, цены для местных покупателей и соответственно заключены десятки контрактов на внутреннем рынке.
Несмотря на принятые меры, в январе-марте т.г. из-за нестабильных цен на пряжу, а также ограниченных оборотных средств производителями готовой продукции недовыбрано 20 тыс. тонн. Это привело к остановке части трикотажного, ткацкого и швейного производства и возможному аннулированию (или незаключению) части заказов щвейно-трикотажной продукции на экспорт.
Для недопущения остановки сотен ткацких и трикотажных фабрик и потери дохода для 200 тысяч работников правительством принято решение по применению механизмов стимулирования поставок пряжи на внутренний рынок, в том числе путем ограничения его экспорта.
При этом, по мнению ассоциации “Узтекстильпром”, любые ограничения (изменения) будут носить транспарентный характер (с исключением проявлений т.н. «человеческого фактора»), давать возможность участникам рынка заблаговременно подготовиться к изменениям (исполнить предыдущие и заключить новые договоренности), сохранить «завоеванные» позиции на рынке, отмечено в сообщении пресс-службы ассоциации «Узтекстильпром».
Напомним, что в 2020 году Узбекистан экспортировал текстильной продукции на 1,86 млрд долларов, что на 21,2% больше по сравнению с 2019 годом. Этот показатель составляет 12,3% от общего объёма экспорта прошлого года (15,1 млрд долларов), или 20%, если не учитывать продажу золота (9,3 млрд долларов).
В структуре поставок текстильной продукции основную долю занимают х/б пряжа (50,7%). Наибольшая доля экспорта текстиля пришлась на Россию (655,5 млн долларов, 35,6%), Китай (403,4 млн, 21,6%) и Кыргызстан (284,4 млн, 15,2%).
В.Новиков