Такими поэтическими и всеобъемлющими понятиями назвали свой творческий вечер известные деятели нашей республики Джасур и Мастура Исхаковы, посвящённый их «Золотой свадьбе».
Торжества состоятся 17 марта 2021 года в Малом зале кинотеатра им. Алишера Навои. В программе вечера предусмотрена премьера фильма «Весны ташкентской обаянье», презентация новой книги Д.И.Исхакова «Ночь жёлтой луны», книжная лотерея, концерт и выступления гостей, которые давно уже преданно любят и чтят этих удивительно одарённых и активных членов нашего общества.
Мне удалось прочитать упомянутую книгу, в которую вошли рассказы, эссе и воспоминания автора, широко известного как сценарист, театральный драматург и кинорежиссёр, отмеченный многими наградами и зрительским спросом. По сценариям Исхакова создано 8 художественных фильмов, ещё в 6 игровых картинах он являлся не только автором сценариев, но и режиссёром – постановщиком. Значителен его вклад и в развитие документального и анимационного кинематографа Узбекистана – таковых более 50 кинолент.
Наверное, именно поэтому, перечисляя его специальности, в конце называют писательскую стезю. А ещё потому, что писать и издавать свою прозу Джасур Ильхамович начал гораздо позже. Но зато как значительно и продуктивно! – он являлся обладателем Специального Диплома «Выбор живого слова», лауреатом 1-й степени «Международного Конкурса «Литературная Вена», Диплома Ассоциации русскоговорящих авторов в Австралии и Новой Зеландии в 2011 году за рассказ «Восьмой раунд с Робертом Тейлором» и ещё один Диплом «22 июня» — за вклад в прославление подвига Героев Отечественной войны в рассказах «Матрос с эсминца «Гремящий» и «Гроссмейстер» в 2018 году. В Санкт-Петербурге Издательство АСТ опубликовали его рассказы «Дирижёр» и «Голубка», в Ташкенте вышел в свет сборник рассказов «Сны о старом Ташкенте», а в Москве издан тот же сборник, а также повесть «Короткое, как вздох, прощай…».
Издаётся Исхаков очень интенсивно, о чём убедительно свидетельствуют вышедший рассказ «Новогоднее такси», включённый в серию «Рождественская феерия» в альманахе «Российский колокол», в том же 2020 г. в серии «Лондонская премия представляет писателя» изданы две книги «Голубка» и «Мотоциклист и ливень».
Чтобы завершить свой уместный панегирик, добавлю, что произведения Исхакова публиковались в периодике и литературно-художественных журналах Узбекистана, России, США, Австралии, Австрии и Южной Корее. Поведал я эти сведения для того, чтобы позволить себе смелое утверждение: начинать перечисление профессий Джасура Исхакова теперь можно и нужно с упоминания его писательского дарования.
Это моё убеждение лишь умножилось после прочтения новой книги Джасура, презентуемой на предстоящем вечере. Все 9 рассказов писателя превосходны. Темы их, как практически все другие его художественные творения, связаны с личным восприятием и осмыслением многих эпизодов его богатой и насыщенной жизни. Они завлекают внешне неприметными героями и персонажами, доверительным обращением к читателю, простым и ясным языком, главное — необычайным сюжетом, развязкой повествования.
В каждом из них есть своя неожиданная «изюминка», увиденная острым глазом автора и отложенная в его благодарной памяти. Интересны также и размышления Джасура Ильхамовича о выдающихся персоналиях прошлого, с которыми судьба свела проницательного наблюдателя, оформленные в виде эссе и свободных воспоминаний. Таковых тринадцать. И если «Фестивальная мозаика» и несколько других эссе – дань добротной публицистики, которая так уместна в преддверии возобновления проведений Ташкентских кинофестивалей, о чём сказал Президент Республики, то воспоминания о Кары-Ниязове, Малике Каюмове, Рахиме Ахмедове, Маруфе Хакимове, Александре Файнберге, Талгате Нигматулине и Тамаре Шакировой, чрезвычайно ценны и познавательны для всех, кто не отрёкся от отрёкся от нашего прошлого, кто может судить о нём посредством нахлынувших раздумий о лучших представителях, сложных и неоднозначных, как и само время.
Автор не скрывает своей влюблённости в своих кумиров, но при этом без умиления и «сопливости», стараясь сохранять чувство меры и справедливости. Он знает, что, к примеру, о том же М.Каюмове, либо Р.Ахмедове бытовали и другие мнения и оценки, но то, что эти титаны во-многом определяли судьбы развития искусства и становления многих, более молодых, представителей духовной сферы нашей республики – это бесспорно.
Встречались в тексте и незначительные ошибки так, например, Председателем оргкомитетов Ташкентских кинофестивалей всегда были заместители Председателя Совета Министров Республики, а не председатели кинокомитетов. Премьер-министром Демократической Республики Афганистан был Хафизулла Амин, а не Аман. Вношу эти поправки лишь для того, что бы при издании Полного Собрания Сочинений Джасура Исхакова (а это вопрос времени!) были удалены все ошибки и описки.
Я поздравляю тех, кто получит возможность в ближайшее время насладиться чтением новой книги Джасура Исхакова! В этом я не сомневаюсь!
А ещё поздравляю самого Джасура Ильхамовича, у которого 16 марта День рождения!
Ало Ходжаев, кандидат философских наук.
Поздравляю уважаемого Мэтра Узбекского Искусства со славной датой! Мои наилучшие пожелания ему, супруге, и всем его родным и близким!