В период относительной самоизоляции и переосмысления в целом нашей жизни, при написании мной материалов стали проникать какие-то неожиданные философские идеи. А может это — просто житейские мысли, наблюдения? Картина «Угри» («Вор») посвящена современной жизни, где герои делают свой выбор – по честной или преступной дороге жизни идти.
В контексте обозначенного фильма вспомнились цитаты о бережливости, рачительности, а также о воровстве, расточительности: из литературной классики – у А.Чехова «Копейка рубль бережет», у Н. Гоголя «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»; из истории советской сатиры – у Г. Хазанова: «Я и тут молчать не буду! Товарищи! В зоопарке тиграм не докладывают мяса!!!» Для чего эти слова? В качестве небольшого экскурса, рассуждения по поводу правды и кривды, честности и бесправия, воровства.
Вы не купите костюм, если на нем не будет пара-тройка пуговиц, не говоря о прочих серьезных браках. Вроде мелочь, но неприятно. Это видимый просчет, недоработка, а может просто элементарное безразличие к результату своего труда и даже воровство. Это нам явно не нравится. И мы уходим, оставив товар. Так мы сделали свой выбор.
Но всегда ли наш выбор зависит от человеческой наблюдательности, скрупулезности в определении качества товара? К примеру, в покупке такой мелочи в быту, как коробка спичек. Не будем же мы вываливать содержимое коробок на прилавок и пересчитывать количество товарных единиц. Вооружившись лупой, я дома изучила два десятка коробков в единой ценовой политике, выпущенных по единому ГОСТУ 1820-2001 для СНГ: у российской (г.Череповец) и узбекской (г.Ташкент) стороны по 10 штук с каждого предприятия. Если исходить из стандартизированного формата № 4 (спецы об этом в курсе), то здесь в права вступают слова хазановского попугая: «В зоопарке тиграм не докладывают мяса!!!» Но отечественный коробок имеет изображение верблюда, и в него не докладывают определенное количество спичек. Как на душу ляжет, так коробок и заполняется.
Наш «верблюд» по многим параметрам, начиная от размера коробки, длины спички, кончая их количеством в одной упаковке, серьезно уступает зарубежному аналогу. Отклонение от среднего наполнения спичек в коробках в сторону уменьшения допускается. Однако у череповецких коробков наполненность была в пределах 94-98%, а у местных – 68-87%. Вот такая получилась у меня арифметика. Представьте себе, что последняя из полагающихся в коробке спичек, как в фильме Люка Бессонна «Пятый элемент», может спасти мир от уничтожения…
Так что мой анализ картины «Вор» начался от печки, где разжигается огонь элементарно – спичками. И где можно что-то приготовить.
Вор поневоле
Что за блюдо испекли создатели фильма «Вор»? Чем-то существенным нас не потчевали: как-то особенно приготовленным кинематографическим «мясом, птицей или рыбой» — драмой, комедией, трагедией. Нам попросту дали традиционный гарнир. Хотя макароны итальянцы уплетают ежедневно в неграничном количестве. Нам бы так: не толстеть, не заплыть жиром, в том числе и по части мозгов.
… По темной улице долго бегут трое, один из них — вор, погибающий под колесами автомобиля. Его жена с грудным ребенком пытается выжить, трудясь на нескольких работах. В итоге серьезная болезнь, которая требует больших денег. И тогда уже тринадцатилетний пацан, чтобы быстро их заработать, попадает к преступнику, приобщившему его к своему воровскому ремеслу. Повзрослевший Тимур днем работает на автомойке, а по вечерам промышляет по основной профессии — добывает деньги воровством. В этих двух ипостасях он знакомится с Раъно, богатенькой, крутенькой «куклой Барби», которая из-за неожиданно сорвавшейся свадьбы с прохиндеем Асадом, предлагает стать ей женихом и мужем за большие деньги. Ну, в чистом виде это — американская мелодрама, для нас же это — местный лохотрон, на который ведутся девушки-простушки и ушлые молодцы из неустроенных семей. Чем не пример для подражания?
Очередная мякина о перевоспитавшемся Тимуре, который благодаря матери, вере в Бога окажется в итоге на высоте, заживет в богатстве, в окружении семьи, застревала в «горле». Вроде актер выбран очень позитивного плана – открытое лицо, накаченная фигура, мужественные поступки. Однако почему он мне не интересен? Я знаю наперед сюжет, режиссерскую, актерскую интерпретацию роли? Это вам не костюм без пуговиц, где очевиден просчет. По мелочам складывается элементарное безразличие создателей картины к тонким механизмам восприятия экранного действия. Даже избитый сюжет, как пожизненную мозоль, можно напрочь извести до неузнаваемости, включив в работу свежие кинематографические ходы, методы съемок, смысловые акценты.
Мои оппоненты будут возражать, перечисляя каждую деталь, будто вкладывают очередную спичку в коробку. И то, что сюжет почти шекспировский, когда из нелюбви, соревновательности двух молодых людей вдруг расцветает чистая любовь. И то, что имеется мать-ангел, которую надо ценить, носить на руках в прямом смысле слова, т.к. она инвалид. И то, что у своевольной, упрямой невестки «обломаются рожки», и станет она доброй, трудолюбивой козочкой. Наш коробок и здесь оказался незаполненным.
Но куда делся опыт, эталоны мирового кинематографа, не говоря о некогда созданных анналах советского узбекского кино? Хотя есть в этом проекте и элементы из мировых шаблонов. К примеру, Джулия Робертс в «Красотке» или Мэл Гибсон в картине «Чего хотят женщины» стали «один в один» примером для подражания, когда молодые люди приобретали гардероб в шикарном магазине. Вот такая здесь имеется метода.
Вновь задаюсь вопросом. Всегда ли наш художественный выбор зависит от человеческой наблюдательности, скрупулезности в определении качества предлагаемого кинотовара? Это я, вооружившись «лупой», могу исходить из опыта, журналистского подхода и предлагать свое мнение: «В нашем кинематографе не докладывают души, знания, креативности!!!» Но рядовому зрителю не всегда легко разобраться в степени профессионализма создателей картин. Навязывание им стандартов поведения, общения, мышления, а через это трансляции человеческих ценностей ведет к сужению культуры потребления. В задачи деятелей искусства входят иные задачи: досуг должен проводиться с расширением сознания и мировоззрения.
На отечественный кинокоробок мне не хочется клеить образ терпеливого верблюда, недоходчивого жирафа, вороватую макаку. Он достоин лучшего – птицы Семург, как на гербе, или тигра, как на нашей валюте и фронтоне исторического здания в древней столице. Мне хочется, чтобы работы наших кинематографистов тоже могли участвовать в спасении мира…
Муяссар Максудова, киножурналист.