Коронавирусный карантин, продолжающий свое шествие по планете, позволил ознакомиться с работами наших кинематографистов, созданными за последние годы, не выходя из дома, у экранов телевизоров. Но насколько кинопродукция отвечает вкусам и интересам наших зрителей? Давайте разберемся. Сюжет картины «Иммуноблот» многим покажется актуальным, ведь речь идет о молодежи, которая стремится жить лучше.
Как его назовешь, так он и поплывёт
Разговор не о новом, спущенном на воду корабле с диковинным именем «Иммуноблот», это всего лишь название очередного фильма в череде моих журналистских исследований. Но что означает «иммуноблот»? Цитирую: «Иммуноблоттинг (иммуноблот) – высокоспецифичный и высокочувствительный референтный метод при диагностике ВИЧ-инфекции». И скажите мне на милость, как же плыть этому фильму по просторам наших киноэкранов, если название – однозначно утопическое.
Этот фильм про время, которое может сыграть с героями неожиданные сюжеты, каверзы. В мировой киноиндустрии, наверное, самый известный — оскароносный фильм режиссера Р. Земекиса «Назад в будущее», когда герой пытается повлиять на судьбу близких ему людей, оказываясь в различных временных континуумах. В этой цепочке можно перечислить не один десяток фильмов, причем их жанровая палитра разнообразна: от триллера, фантастики, приключения, фэнтези, детектива до драмы, мелодрамы, комедии. К какой из них отнести картину режиссера И. Садыкова, я теряюсь, т.к. все потонуло в такой зыбкой трясине жанровой пересортицы, что без 100 граммов терпения не разберешься.
События начинаются с аэропорта, откуда две девушки попадают в заграничный притон. Зебо подзаработала на Гульнозе, привезя ее по договоренности к сутенерам. Мордобитие, деньги, летящие веером в лицо, толстый мужик в халате… Теперь участью обманутой девушки станет обслуживание клиентов. Здесь появляется первый сюжетный вектор.
Другой антураж. Предсвадебная тусовка Эркина и Дильнозы – их фотосессия, прогулки по улицам Бухары. Словом, «пу-пу» и «сю-сю» по полной программе. Хорошо хоть не было представлено свадебное торжество, т.к. и в жизни, и в фильме — это выброшенные деньг на шикарную постановку торжества, расточительную трапезу, разномастную орущую попсу на сцене, нафранченных гостей и прочие навороты. Так, как это принято у нынешних узбеков.
Но зато есть послесвадебные обязанности невестки: к раннему утру подмести двор и улицу в праздничном парчовом халате, на голове, вместо традиционного платка, кокетливая тюбетейка, норовящая слететь с головы при любом наклоне. Меня, как женщину, эти нелепые «придумки» откровенно коробили: как только не изгаляются создатели картины, чтобы представить восточную женщину в таком сказочном наряде, да ещё с веником, совком, ведром в руках. Но это покажется мелочью по сравнению с тем, что нагородили они далее по сюжету.
Эркин по рекомендации дяди пришел в частный дом подзаработать. Произошел несчастный случай — от напряжения в электропроводке он падает с лестницы, удар, потеря сознания. Здесь берет начало второй повествовательный вектор. Все напасти обрушиваются на голову молодого жениха. Он должен крупную сумму дяде, который для проведения его же свадьбы залез в денежную кабалу. Надо возвращать долг. И тогда дом Эркина идет под залог. Любая работа, за которую он принимается, не приносит большого и быстрого дохода. Но выход нашелся. Происходит смыкание двух жизненных направляющих. Нашего пострела нанимает на работу некая богатенькая фифа Гульноза или Гуля-сутенерша. Эркин за полученные враз крупную сумму должен отрабатывать проституцией. И в первую очередь он должен начать с нее.
Изжога от дурновкусия
Да вы что, ребята, у вас с этикой и моралью все в порядке? Или башку сносит от того кино-беспредела, который проник и заполонил наши телеэкраны, в том числе из восточных стран, где распространена мусульманская религия. Если для заграничных «ночных бабочек» мужского пола соблазнить — как два пальца… пересчитать, будто это занятие является обычным ремеслом. То для нас идеологически — это не приемлемо. Гадко, пошло, губительно для подрастающего поколения.
Когда видишь такие образцы отечественного кино, то внутри, в душе вспыхивает «изжога», которая противно распространяется не только в пищеварительном тракте, но и мозге, по всем кровеносным сосудам. Вопрос не в том, что отсутствуют постельные сцены. Вопрос в том, какой путь для морального «самоубийства» предлагается авторами, когда наш зритель потребляет такую болотную смесь.
И мне не жаль эту Гулю, живущую в заработанном проституцией особняке, умирающую от СПИДа. Заразившихся этой болезнью от этого ретивого «скакуна» вероятно было много, но среди известных лиц была и беременная жена Дильноза, а также та самая Зебо, предавшая некогда свою подругу, но впоследствии ставшая новоиспеченной невесткой его дяди.
И вот под тяжестью совершенного греха, осквернения святых связей, раскаяния, горя за двойное убийство (жены и младенца) непрерывным ручьем потекли слезы из глаз этого здоровенного молодца. Но визуальное отображение состояния героя меркнут перед интерьерными изысками в больнице — всюду скатерти, вазоны, скамейки, дорожки в тенистом дворике, где его поджидает мать, на колени которой можно сказочно склонить осерчавшую голову. Здесь 99% моего терпения заканчиваются.
Один процент на финальные фанфары. Удар, потеря сознания — совсем как разрыв имеющихся контрапунктов — противопоставления нескольких сюжетных линий. Молодой человек от электрошока лежит на полу, а над ним склонились дядя и наниматель. Все, что произошло, — только сон или плод затуманенного сознания, побывавшего в несуществующем будущем Эркина. И тогда он вскакивает и бежит к своей жене Дильнозе, только вчера ею ставшей…
Нарушение правил игры
Что сказать? Ужасно! Ведь именно сейчас, когда карантин, как это не парадоксально, послужил объединению семейных связей, важны совместные просмотры кинофильмов и дальнейшие их обсуждения. Но что даст этот «Иммуноблот»? Выбору приоритетов, пониманию жизненных ситуаций, предостережению от опасных шагов? Ничуть. С такой поверхностной подачей материала, когда скалькированный из зарубежных аналогов сценарий, допотопные диалоги не только не передают остроту проблемы, даже хуже — вносят душевный разлад среди молодежи, не лишне задаться вопросом. Для реализации каких духовных потребностей нацелен фильм?
Существуют различные формы и механизмы подачи материала. По статистике современная продукция рассчитана на массовость и стандартизацию выбранных форм воздействия. Однако, современный зритель, за последние четверти века «наевшись» мировой субпродукции, сейчас уже требует усложнения художественных приемов, разнообразия кино-меню.
В нашем случае была попытка использовать известные методы построения сюжета, сцепки кадров. К примеру, когда авторы фильма путем параллельного монтажа переносят зрителя из настоящего в вероятное будущее и затем снова возвращают к настоящему. Однако даже в этом приеме ими была допущена ошибка. Нарушая правила игры, события в фильме изначально проистекают по двум векторам, как было мной указано выше. По правилу жанра все события должны происходить в одном временном и ситуационном пространстве. А значит первый вектор (Зебо и Гульноза в заграничном притоне) должен быть вложен во второй (история Эркина и Дильнозы), как матрешки друг в друга. Но этого не произошло, из-за чего финал картины не возымел должного восприятия. Во всей этой кинематографической нестабильности я не нахожу ни логики, ни объективности, ни поучающего момента для нашего народа.
И ещё. Муторно было на душе и от постоянно звучащих, заунывных звуков, так схожих по стилистике с музыкой из зарубежного сериала «Великолепный век». Следует отметить, что в отечественных фильмах последних лет отсутствуют оригинальные музыкальные оформления, знаковые песни. Их не только нельзя напеть, но даже через секунду о них даже не вспомнишь. Это как использовать и выбросить салфетку с подобными музыкальными «соплями».
Так что хочется пожелать всем душевного и физического здоровья. И ни-ни, никаких соплей.
Муяссар Максудова, киножурналист
Такие свадьбы свойственны не только нам, но и в России, очень часто в Фейсбуке наталкиваешься на свадьбы бомонда или детей нынешних Российских нуворишей.