Ежегодное послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису определило стратегические цели развития страны на предстоящий период. При этом, отличительной особенностью выступления Главы государства является установление конкретных сроков исполнения и механизмов реализации.
Объявленный в Узбекистане 2021 год «Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» наглядно демонстрирует отношение руководства страны к обеспечению гармоничного развития здорового поколения, поддержки молодых людей и созданию условий для их самореализации.
Формирование фундамента нового Ренессанса в нашей стране невозможно без внедрения новейших подходов в систему государственного управления. При этом, кадровый состав государственных органов и организаций является одним из ключевых факторов, определяющим эффективность исполнения поручений руководства и выработки инициатив по достижению целей и задач государства.
В нынешнюю цифровую эпоху государственные органы заинтересованы в свежих взглядах, креативных идеях, высокоэффективной работе и, соответственно, ориентированы на привлечение молодых инициативных людей в процесс общественно-политического развития страны.
Однако, возникает логический вопрос: способны ли государственные институты заинтересовать талантливую молодежь идти на госслужбу?
Госслужба глазами молодежи
Современная тенденция занятости молодежи свидетельствует о том, что молодое поколение предпочитает выбирать профессии «по душе» (по призванию) и рассчитывает на стремительный карьерный рост и финансовую независимость, а такие факторы как стабильная занятость и «беззаботная пенсия» уже не столь привлекательны. Отсюда и возникает неудовлетворенность размером оплаты труда и склонность к частой смене работы.
По результатам недавнего социологического исследования «Ижтимоий фикр», направленного на выявление отношения молодежи Узбекистана в возрасте от 18 до 35 лет к государственной службе стало известно, что практически половина респондентов (49,4%) выразили желание работать в госорганах. Анализ полученных данных показал различия в предпочтениях респондентов в зависимости от гендерных признаков. Так, в структуре государственных органов предпочитают работать 55,6% девушек и 44,6% юношей.
Наиболее привлекательным условием работы на госслужбе каждый второй респондент считает возможность принимать участие в разработке важных управленческих решений, а также внести свой вклад в развитие страны и общества в целом.
В подтверждение этому следует отметить, что доля молодежи на государственной службе сегодня составляет 25%, из них 15% уверенно занимают руководящие посты.
В свою очередь, респонденты, которые не планируют работать в государственных органах, обосновывают свою позицию недостаточным уровнем заработной платы. Кроме того, по мнению 27,4% опрошенных граждан, государственная служба представляет собой утомительную, однообразную и рутинную работу.
Как привлечь молодежь на госслужбу?
В сложившихся условиях, исходя из результатов опроса, государственным органам и организациям рекомендуется менять формат работы с молодыми кадрами, подходы управления, применять методы поручения задач, направленные на раскрытие творческого потенциала сотрудника, организовать благоприятные условия труда, обеспечить материальное стимулирование труда по заслугам.
Также важно внедрить институт наставничества со стороны опытных руководителей для молодых кадров, создать необходимые условия для профессиональной адаптации выпускников и карьерного роста молодых специалистов, максимально цифровизировать госслужбу для минимизации бумажной рутины.
Для повышения мотивации молодых кадров поступить на госслужбу следует наладить взаимодействие органов государственной власти и молодежи. К примеру, первыми лицами госорганов ОАЭ регулярно проводится «час с министром», в рамках которого руководители ведомств рассказывают о своем карьерном пути, особенностях и перспективах работы на госслужбе, выслушивают волнующие вопросы и смелые инициативы молодых людей.
Вместе с тем, по мнению 27,9% участников опроса «Ижтимоий фикр», проведение регулярных интеллектуальных конкурсов по выявлению талантливой молодежи будет способствовать более тесному контакту вузов с госструктурами.
Кроме того, важно уделять особое внимание повышению квалификации действующих молодых специалистов. В этой связи, Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан для обеспечения потребностей государственных органов и организаций в квалифицированных сотрудниках осуществляются комплексные меры по организации регулярных стажировок за рубеж для наиболее перспективных государственных служащих.
Международный опыт.
Опыт зарубежных стран предусматривает тесное взаимодействие госорганов и образовательных учреждений по вопросам профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями местного рынка труда, организации PR-акций на ярмарках вакансий.
К примеру, в странах Европы для выявления и продвижения талантливых молодых людей на государственной службе выпускникам вузов предлагаются возможности прохождения оплачиваемых стажировок (internships) и волонтерских программ по специализации в госорганах и организациях.
В Сингапуре для привлечения одаренных миллениалов выдаются государственные гранты лучшим выпускникам школ, решившим начать карьеру на государственной службе. Стипендиаты получают соответствующее образование в рамках четырехлетней программы развития специалистов-управленцев. Однако, если молодой специалист к 35 годам не демонстрирует потенциала стать, например, заместителем министра, то ему рекомендуется покинуть государственную службу.
В Казахстане запущен проект «Президентский молодежный кадровый резерв», направленный на привлечение перспективных кадров из различных отраслей в целях подготовки и продвижения на высшие управленческие должности государственного аппарата.
Какие кадры нужны госорганам?
Молодые энергичные люди с высокой профессиональной компетентностью, интеллектуальным и творческим потенциалом, хорошим уровнем эрудиции и ИКТ-грамотности, морально-нравственными качествами, способные работать в команде и принимать нестандартные решения востребованы на рынке труда. Ведь как известно, квалифицированные кадры определяют показатель конкурентоспособности и международной репутации страны.
О системе отбора кадров на госслужбу в Узбекистане
В целях повышения эффективности и прозрачности деятельности государственного аппарата, а также отбора на государственную гражданскую службу наиболее достойных и способных лиц на основе справедливой и объективной оценки их профессиональных качеств и заслуг Агентством развития государственной службы запущена электронная система открытого независимого конкурсного отбора кандидатов (vacancy.argos.uz).
Передовой опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что именно открытый конкурсный отбор кандидатов выступает основным механизмом привлечения перспективных молодых кадров на государственную гражданскую службу.
Система отбора кандидатов может включать в себя различные процедуры и критерии оценки, но главное условие остается неизменным — абсолютная открытость и прозрачность всех его этапов.
В свою очередь, кандидаты имеют возможность заранее ознакомиться с ключевыми требованиями к претендентам на вакантные должности, кругом обязанностей, объемом ответственности, критериями оценки эффективности и мониторинга служебной деятельности.
На сегодняшний день Агентством проведен конкурсный отбор на 454 открытые вакансии в госорганах и организациях. Общее количество поданных заявлений составило 8597. По итогам конкурса 252 кандидата прошли отбор, из которых 106 человек (42%) составляет молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Конкурсные мероприятия по оставшимся 202 вакансиям возобновлены.
Привлечение талантливой молодежи на государственную службу, особенно на местном уровне — одна из важнейших задач, которую ставит перед собой государство. Ведь ни для кого не секрет, что представители молодого поколения предлагают новые идеи и обладают неиссякаемой энергией для их воплощения.
Предоставив молодым людям возможность проявить себя, выдвигать смелые инициативы и непосредственно участвовать в их реализации – мы достигнем вовлечения молодежи в процесс общественного и социально-экономического развития страны.
Наргиза Мухторова
Ведущий инспектор Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан