В Узбекистане внедрен новый метод сбора доказательств по уголовному делу, – снятие информации, передаваемой по телефонам и другим телекоммуникационным устройствам. Стало известно, к кому и при каких условиях может применяться этот вид следственных действий.
Соответствующие поправки в законодательство внесены 30 ноября, поясняет Norma. Закон уже опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу с 1 декабря.
Снятие информации производится в том же порядке, что и «прослушка». В отношении подозреваемого, обвиняемого или подсудимого оно используется по постановлению дознавателя, следователя, санкционированному прокурором, либо по определению суда.
Телефоны потерпевшего, свидетеля, их родных и близких могут просматриваться при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства или других противоправных действий в их адрес, по заявлению этих лиц либо с их письменного согласия и с санкции прокурора или по определению суда.
К адвокатам снятие информации с телефонов применяется с санкции Генерального прокурора, прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, Ташкента и приравненных к ним прокуроров.
В случаях, не терпящих отлагательств, снятие информации допускается без санкции прокурора, но с последующим его немедленным письменным уведомлением. Не санкционированное прокурором постановление имеет законную силу в течение суток.
Определено, что снятие передаваемой информации не может продолжаться более 6 месяцев.
Полученная информация фиксируется и приобщается к протоколу следственного действия. При этом в протокол должны быть внесены номер абонента, время и место совершения следственного действия, вид и модель использованных для этого технических средств, сведения о лицах, которые их осуществляли.
В качестве оперативно-розыскного мероприятия снятие информации предполагает перехват и фиксацию передаваемой по каналам связи текстовой, графической и мультимедийной информации.
Для этого требуется санкция прокурора, а при возникновении угрозы жизни, здоровью граждан, имуществу юридических и физлиц – их заявление или письменное согласие, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Разрешено использовать снятие информации как исключительную меру, если другим способом невозможно получить данные для защиты личности, интересов общества и государства от преступных посягательств.
Органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, также разрешили с санкции прокурора негласно получать информацию о дате, времени и продолжительности соединения между абонентами или пользовательским оборудованием.
Смысл в этом законе,если в телеграмм и фейсбуке информация зашифрованна???