back to top
4.8 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Обзор цен на вторичном рынке автомобилей в Узбекистане: что влияет на стоимость авто

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В октябрьском обзоре Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) экспертами был проведен эмпирический поиск факторов, влияющих на цену автомобиля в Узбекистане на вторичном рынке.

Целью данного исследования является оценка степени влияния различных характеристик авто на цены подержанных автомобилей.

Анализ показал, какие факторы преимущественно участвуют в формировании цен на вторичном рынке авто в Узбекистане. Исследование имеет прикладную научную значимость определения состояния отечественного вторичного автомобильного рынка.

Введение

Вторичный рынок авто играет центральную роль на рынке торговли автомобилями. В Узбекистане общее число легковых автомобилей составляет более 3 млн. единиц. На вторичном рынке в год осуществляется примерно 400-500 тыс. контрактов купли-продажи. Объем рынка в год примерно составляет $2 млрд. С этой точки зрения, является важным изучение факторов формирования цен на автомобили на вторичном рынке.

Количество оформленных и переоформленных автотранспортных средств в Узбекистане

(январь 2018=100% )

Долгое время в Узбекистане цены на автомобили не зависели от года выпуска, однако в последнее время ситуация начала меняться. Это во многом объясняется сокращением барьеров при покупки нового авто.

Предварительный анализ показал, что в среднем износ автомобиля на один год снижает цену примерно на $600. Однако, этот метод не учитывает другие характеристики автомобиля и нелинейность взаимосвязи между ценой и годом выпуска, когда снижение цены ускоряется по мере устаревания авто. Поэтому сделана попытка использования альтернативного метода, который учитывает эти недостатки.

Метод Веб-скрейпинг

Для анализа вторичного автомобильного рынка Узбекистана был использован веб-скрейпинг с использованием методов машинного обучения, который ориентирован на структурирование данных.

По мере постепенного перехода к цифровой экономике главную роль играет своевременная и качественная информация о том, что происходит в киберпространстве. Большие данные с каждым годом становятся все более важными, и для любой современной организации, а также для правительств решения задач с использованием больших данных являются одним из ключевых аспектов управления.

Однако объем данных, доступных в глобальной сети Интернет, огромен, по некоторым данным, в 2020 году может достигнуть 40 триллионов гигабайт, и эта цифра будет расти еще быстрее. Благодаря современным цифровым технологиям, таким как веб-скрейпинг, машинное обучение и инструменты искусственного интеллекта, извлечение информации из Интернета значительно упрощается.

Справочно: Веб-скрейпинг (web-scraping) – автоматическое извлечение и сбор данных из Интернета. Наиболее распространенные виды использования веб-скрейпинга включают в себя веб-индексацию, сбор данных, мониторинг и сравнение цен в электронной торговле, исследования рынка, анализ продукции, сбор информации о продажах, онлайновое присутствие и отслеживание репутации, а также прослушивание в социальных сетях.

Средняя цена автомобилей по марке и годам в долларах США

(получены методом Веб-скрейпинг)

Марка2014201520162017201820192020
Chevrolet Captiva, 2 позици165931900024000
Chevrolet Captiva, 3 позици19271201222074019500
Chevrolet Captiva, 4 позици20071211432472825364284923500036500
Chevrolet Cobalt, 1 позици733877218516847286108850
Chevrolet Cobalt, 2 евро81078025830680439471974210467
Chevrolet Cobalt, 2 позици79718150845987689141964710041
Chevrolet Cobalt, 3 позици82928379923192368225102739982
Chevrolet Cobalt, 4 позици818490299350996798131059511349
Chevrolet Damas6181637266667150728277798046
Chevrolet Labo745080638280874891869007
Chevrolet Lacetti921392621000010900122331123512413
Chevrolet Lacetti, 1 позиция8695907293879728102551125811883
Chevrolet Lacetti, 1 позиция91768936961810383107651127111965
Chevrolet Lacetti, 2 позиция900992151000010100108891110511833
Chevrolet Lacetti, 3 позиция954510063968011554118531275713881
Chevrolet Malibu 223978262122745728051
Chevrolet Malibu, 2 позиция14977154661649322700274382393428857
Chevrolet Malibu, 3 позиция16033169001775028000263502678928352
Chevrolet Matiz46884470428355545042
Chevrolet Matiz Best, 2 позиция51004813600054335189
Chevrolet Matiz Best, 3 позиция45435063540455135108
Chevrolet Matiz, 1 позиция43944493405548625216
Chevrolet Matiz, 2 позиция443545044765518048756000
Chevrolet Matiz, 3 позиция481247464580536756675792
Chevrolet Matiz, 4 позиция46394942527552715950
Chevrolet Nexia 265517259664373008203
Chevrolet Nexia 3, 2 позици78167985803783758819
Chevrolet Nexia 3, 4 позици9000847884988907946110182
Chevrolet Spark, 1 позиция530262055931600070008165
Chevrolet Spark, 2 евро позиция5989612768596955696873217776
Chevrolet Spark, 2 позиция5932602763116515684371247500
Chevrolet Spark, 3 позиция6022623563367140752877148714
Chevrolet Spark, 4 позиция6050667281677413786385658846
Chevrolet Tracker, 2 позици170001894819814
Daewoo Damas50007782
Daewoo Lacetti9500821794879094
Daewoo Matiz (Standart)4363444145835050
Daewoo Matiz Best455050005500
Daewoo Nexia5936576162008429
Daewoo Nexia II636465296543
Kia Carnival229152719926500328333500037500
Ravon Nexia R3820580288487809810079
Ravon R4790882009500909495701001410534
ВАЗ (Lada) Largus9061104551121412249128251391813624
ВАЗ (Lada) Vesta82001050010669114291250713382
ВАЗ (Lada) Нива8000712911584102001080012140

Описание данных

Источником полученных данных являются сайты электронной коммерции и торговые платформы Узнета. В результате были собраны данные примерно по 20 тыс. транспортным средствам. Каждое транспортное средство имеет свою цену, модель, год выпуска, тип двигателя, пробег, цвет и другие параметры.

Первичные данные были очищены от противоречивых моментов, не влияя на общую структуру базы данных, после чего число наблюдений осталось на уровне более 10 тыс.

Характеристика автокол. наб.сред.знач.станд.отк.мин.значмакс.знач.
цена108637500438275065000
год выпуска108632012619902020
пробег108631127521094961500000
наличие кондиционера108630,050,2201
тонировка108630,040,2001
bluetooth108630,020,1501
линзованная оптика108630,010,0801
сигнализация108630,010,1201
Другие параметры

Согласно результатам метода эконометрического моделирования, при прочих равных условиях (при сравнении авто одинаковой марки, позиции, места продажи и цвета), износ авто на один год приводит к снижению его стоимости в среднем примерно на $300-400. При этом анализ показал, что дистанция не оказывает значительного влияния на цену. Это может объяснятся тем, что год выпуска может уже отражать пробег или же распространенностью практики подкручивать показатель на одометре назад. Такую точку зрения разделяют и другие эксперты в этой сфере.

Средний уровень пробега в разрезе года выпуска автомобилей

Источник: расчеты авторов, используя данные Интернета.

При этом, для машин одинаковой марки, позиции, года выпуска, аксессуарными принадлежностями тонирование увеличивает цену в среднем примерно на $350. До настоящего времени для получения разрешения самого распространенного вида тонировки потребовалось платить примерно $220, а также дополнительно расходы на установку, что подтверждает достоверность полученных результатов. Наличие кондиционера завышает цену авто на $170-200, аудио системы – на $100-120, блютуза – на $240, линзованной оптики на автомобилях премиум класса – на $420.

При этом, не выявлено существенной разницы между ценами подержанного автомобиля с наличием сигнализации и без нее. Аналогичная картина наблюдается и случае штор, противотуманных фар, ксенона, датчиков света, гидравлики руля, рейлинга.

При сравнении автомобилей с одинаковыми параметрами, разница в стоимости «Каптивы» 4-ой и 1-ой позиций составляет примерно $9500 долл., Кобальта 4-ой и 1-ой позиций – 1400 долл, «Кобальта» евро и национального выпуска – $300, «Ласетти» 3-ей и 1-ой позиций – $700., «Ласетти» ГБО и без ГБО – $400.

Разница между «Малибу 2» и «Малибу 1» второй позиции составляет примерно $9000. Для марок «Матиз» и «Нексия 2» позиция автомобиля практически не влияет на цену, разница может достигать максимум $100-150.

Также серия «Донс» и «Сонс» для марки «Нексия 2» играет маловажную роль в ценах на данные автомобили. Для «Спарка» разница в стоимости 4-ой и 1-ой позиций на вторичном рынке составляет $1200, а евро выпуск увеличивает цену на $300.

Средние цены на автомобили различных моделей и позиций

При прочих равных условиях, на цены автомобилей влияет и цвет. Коричневый, черный, мокрый асфальт и красный добавляют в цену. Из этого видно, что черный цвет перестал быть источником неудобства и роста издержек на мойку, а, скорее всего, позиционируется как символ пафосности.

Отсутствие белого цвета среди лидеров может объяснятся тем, что белый может способствовать росту ликвидности (интенсивности купли-продажи) автомобиля, а не цены.

Резюмируя, можно отметить, что переход к использованию больших данных использую интернет источники информации позволяет более системно и широкомасштабно анализировать рынки и определить факторы, объясняющие состояние рынков.

Бахтиёр Исмаилов, Бахтишод Хамидов, ЦЭИР

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей