В октябрьском обзоре Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) экспертами был проведен эмпирический поиск факторов, влияющих на цену автомобиля в Узбекистане на вторичном рынке.
Целью данного исследования является оценка степени влияния различных характеристик авто на цены подержанных автомобилей.
Анализ показал, какие факторы преимущественно участвуют в формировании цен на вторичном рынке авто в Узбекистане. Исследование имеет прикладную научную значимость определения состояния отечественного вторичного автомобильного рынка.
Введение
Вторичный рынок авто играет центральную роль на рынке торговли автомобилями. В Узбекистане общее число легковых автомобилей составляет более 3 млн. единиц. На вторичном рынке в год осуществляется примерно 400-500 тыс. контрактов купли-продажи. Объем рынка в год примерно составляет $2 млрд. С этой точки зрения, является важным изучение факторов формирования цен на автомобили на вторичном рынке.
Количество оформленных и переоформленных автотранспортных средств в Узбекистане
(январь 2018=100% )
Долгое время в Узбекистане цены на автомобили не зависели от года выпуска, однако в последнее время ситуация начала меняться. Это во многом объясняется сокращением барьеров при покупки нового авто.
Предварительный анализ показал, что в среднем износ автомобиля на один год снижает цену примерно на $600. Однако, этот метод не учитывает другие характеристики автомобиля и нелинейность взаимосвязи между ценой и годом выпуска, когда снижение цены ускоряется по мере устаревания авто. Поэтому сделана попытка использования альтернативного метода, который учитывает эти недостатки.
Метод Веб-скрейпинг
Для анализа вторичного автомобильного рынка Узбекистана был использован веб-скрейпинг с использованием методов машинного обучения, который ориентирован на структурирование данных.
По мере постепенного перехода к цифровой экономике главную роль играет своевременная и качественная информация о том, что происходит в киберпространстве. Большие данные с каждым годом становятся все более важными, и для любой современной организации, а также для правительств решения задач с использованием больших данных являются одним из ключевых аспектов управления.
Однако объем данных, доступных в глобальной сети Интернет, огромен, по некоторым данным, в 2020 году может достигнуть 40 триллионов гигабайт, и эта цифра будет расти еще быстрее. Благодаря современным цифровым технологиям, таким как веб-скрейпинг, машинное обучение и инструменты искусственного интеллекта, извлечение информации из Интернета значительно упрощается.
Справочно: Веб-скрейпинг (web-scraping) – автоматическое извлечение и сбор данных из Интернета. Наиболее распространенные виды использования веб-скрейпинга включают в себя веб-индексацию, сбор данных, мониторинг и сравнение цен в электронной торговле, исследования рынка, анализ продукции, сбор информации о продажах, онлайновое присутствие и отслеживание репутации, а также прослушивание в социальных сетях.
Средняя цена автомобилей по марке и годам в долларах США
(получены методом Веб-скрейпинг)
Марка | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Chevrolet Captiva, 2 позици | 16593 | 19000 | — | 24000 | — | — | — |
Chevrolet Captiva, 3 позици | 19271 | 20122 | 20740 | 19500 | — | — | — |
Chevrolet Captiva, 4 позици | 20071 | 21143 | 24728 | 25364 | 28492 | 35000 | 36500 |
Chevrolet Cobalt, 1 позици | 7338 | 7721 | 8516 | 8472 | 8610 | 8850 | — |
Chevrolet Cobalt, 2 евро | 8107 | 8025 | 8306 | 8043 | 9471 | 9742 | 10467 |
Chevrolet Cobalt, 2 позици | 7971 | 8150 | 8459 | 8768 | 9141 | 9647 | 10041 |
Chevrolet Cobalt, 3 позици | 8292 | 8379 | 9231 | 9236 | 8225 | 10273 | 9982 |
Chevrolet Cobalt, 4 позици | 8184 | 9029 | 9350 | 9967 | 9813 | 10595 | 11349 |
Chevrolet Damas | 6181 | 6372 | 6666 | 7150 | 7282 | 7779 | 8046 |
Chevrolet Labo | — | 7450 | 8063 | 8280 | 8748 | 9186 | 9007 |
Chevrolet Lacetti | 9213 | 9262 | 10000 | 10900 | 12233 | 11235 | 12413 |
Chevrolet Lacetti, 1 позиция | 8695 | 9072 | 9387 | 9728 | 10255 | 11258 | 11883 |
Chevrolet Lacetti, 1 позиция | 9176 | 8936 | 9618 | 10383 | 10765 | 11271 | 11965 |
Chevrolet Lacetti, 2 позиция | 9009 | 9215 | 10000 | 10100 | 10889 | 11105 | 11833 |
Chevrolet Lacetti, 3 позиция | 9545 | 10063 | 9680 | 11554 | 11853 | 12757 | 13881 |
Chevrolet Malibu 2 | — | — | — | 23978 | 26212 | 27457 | 28051 |
Chevrolet Malibu, 2 позиция | 14977 | 15466 | 16493 | 22700 | 27438 | 23934 | 28857 |
Chevrolet Malibu, 3 позиция | 16033 | 16900 | 17750 | 28000 | 26350 | 26789 | 28352 |
Chevrolet Matiz | 4688 | 4470 | 4283 | 5554 | 5042 | — | — |
Chevrolet Matiz Best, 2 позиция | 5100 | 4813 | 6000 | 5433 | 5189 | — | — |
Chevrolet Matiz Best, 3 позиция | 4543 | 5063 | 5404 | 5513 | 5108 | — | — |
Chevrolet Matiz, 1 позиция | 4394 | 4493 | 4055 | 4862 | 5216 | — | — |
Chevrolet Matiz, 2 позиция | 4435 | 4504 | 4765 | 5180 | 4875 | 6000 | — |
Chevrolet Matiz, 3 позиция | 4812 | 4746 | 4580 | 5367 | 5667 | 5792 | — |
Chevrolet Matiz, 4 позиция | 4639 | 4942 | 5275 | 5271 | 5950 | — | — |
Chevrolet Nexia 2 | 6551 | 7259 | 6643 | 7300 | 8203 | — | — |
Chevrolet Nexia 3, 2 позици | — | — | 7816 | 7985 | 8037 | 8375 | 8819 |
Chevrolet Nexia 3, 4 позици | 9000 | 8478 | 8498 | 8907 | 9461 | 10182 | |
Chevrolet Spark, 1 позиция | 5302 | 6205 | 5931 | 6000 | 7000 | — | 8165 |
Chevrolet Spark, 2 евро позиция | 5989 | 6127 | 6859 | 6955 | 6968 | 7321 | 7776 |
Chevrolet Spark, 2 позиция | 5932 | 6027 | 6311 | 6515 | 6843 | 7124 | 7500 |
Chevrolet Spark, 3 позиция | 6022 | 6235 | 6336 | 7140 | 7528 | 7714 | 8714 |
Chevrolet Spark, 4 позиция | 6050 | 6672 | 8167 | 7413 | 7863 | 8565 | 8846 |
Chevrolet Tracker, 2 позици | — | — | — | — | 17000 | 18948 | 19814 |
Daewoo Damas | 5000 | — | — | — | — | — | 7782 |
Daewoo Lacetti | 9500 | 8217 | 9487 | 9094 | — | — | — |
Daewoo Matiz (Standart) | 4363 | 4441 | 4583 | 5050 | — | — | — |
Daewoo Matiz Best | 4550 | 5000 | 5500 | — | — | ||
Daewoo Nexia | 5936 | 5761 | 6200 | — | — | — | 8429 |
Daewoo Nexia II | 6364 | 6529 | 6543 | — | — | — | — |
Kia Carnival | — | 22915 | 27199 | 26500 | 32833 | 35000 | 37500 |
Ravon Nexia R3 | — | — | 8205 | 8028 | 8487 | 8098 | 10079 |
Ravon R4 | 7908 | 8200 | 9500 | 9094 | 9570 | 10014 | 10534 |
ВАЗ (Lada) Largus | 9061 | 10455 | 11214 | 12249 | 12825 | 13918 | 13624 |
ВАЗ (Lada) Vesta | — | 8200 | 10500 | 10669 | 11429 | 12507 | 13382 |
ВАЗ (Lada) Нива | 8000 | 7129 | — | 11584 | 10200 | 10800 | 12140 |
Описание данных
Источником полученных данных являются сайты электронной коммерции и торговые платформы Узнета. В результате были собраны данные примерно по 20 тыс. транспортным средствам. Каждое транспортное средство имеет свою цену, модель, год выпуска, тип двигателя, пробег, цвет и другие параметры.
Первичные данные были очищены от противоречивых моментов, не влияя на общую структуру базы данных, после чего число наблюдений осталось на уровне более 10 тыс.
Характеристика авто | кол. наб. | сред.знач. | станд.отк. | мин.знач | макс.знач. |
цена | 10863 | 7500 | 4382 | 750 | 65000 |
год выпуска | 10863 | 2012 | 6 | 1990 | 2020 |
пробег | 10863 | 112752 | 109496 | 1 | 500000 |
наличие кондиционера | 10863 | 0,05 | 0,22 | 0 | 1 |
тонировка | 10863 | 0,04 | 0,20 | 0 | 1 |
bluetooth | 10863 | 0,02 | 0,15 | 0 | 1 |
линзованная оптика | 10863 | 0,01 | 0,08 | 0 | 1 |
сигнализация | 10863 | 0,01 | 0,12 | 0 | 1 |
Другие параметры | … | … | … | … | … |
Согласно результатам метода эконометрического моделирования, при прочих равных условиях (при сравнении авто одинаковой марки, позиции, места продажи и цвета), износ авто на один год приводит к снижению его стоимости в среднем примерно на $300-400. При этом анализ показал, что дистанция не оказывает значительного влияния на цену. Это может объяснятся тем, что год выпуска может уже отражать пробег или же распространенностью практики подкручивать показатель на одометре назад. Такую точку зрения разделяют и другие эксперты в этой сфере.
Средний уровень пробега в разрезе года выпуска автомобилей
Источник: расчеты авторов, используя данные Интернета.
При этом, для машин одинаковой марки, позиции, года выпуска, аксессуарными принадлежностями тонирование увеличивает цену в среднем примерно на $350. До настоящего времени для получения разрешения самого распространенного вида тонировки потребовалось платить примерно $220, а также дополнительно расходы на установку, что подтверждает достоверность полученных результатов. Наличие кондиционера завышает цену авто на $170-200, аудио системы – на $100-120, блютуза – на $240, линзованной оптики на автомобилях премиум класса – на $420.
При этом, не выявлено существенной разницы между ценами подержанного автомобиля с наличием сигнализации и без нее. Аналогичная картина наблюдается и случае штор, противотуманных фар, ксенона, датчиков света, гидравлики руля, рейлинга.
При сравнении автомобилей с одинаковыми параметрами, разница в стоимости «Каптивы» 4-ой и 1-ой позиций составляет примерно $9500 долл., Кобальта 4-ой и 1-ой позиций – 1400 долл, «Кобальта» евро и национального выпуска – $300, «Ласетти» 3-ей и 1-ой позиций – $700., «Ласетти» ГБО и без ГБО – $400.
Разница между «Малибу 2» и «Малибу 1» второй позиции составляет примерно $9000. Для марок «Матиз» и «Нексия 2» позиция автомобиля практически не влияет на цену, разница может достигать максимум $100-150.
Также серия «Донс» и «Сонс» для марки «Нексия 2» играет маловажную роль в ценах на данные автомобили. Для «Спарка» разница в стоимости 4-ой и 1-ой позиций на вторичном рынке составляет $1200, а евро выпуск увеличивает цену на $300.
Средние цены на автомобили различных моделей и позиций
При прочих равных условиях, на цены автомобилей влияет и цвет. Коричневый, черный, мокрый асфальт и красный добавляют в цену. Из этого видно, что черный цвет перестал быть источником неудобства и роста издержек на мойку, а, скорее всего, позиционируется как символ пафосности.
Отсутствие белого цвета среди лидеров может объяснятся тем, что белый может способствовать росту ликвидности (интенсивности купли-продажи) автомобиля, а не цены.
Резюмируя, можно отметить, что переход к использованию больших данных использую интернет источники информации позволяет более системно и широкомасштабно анализировать рынки и определить факторы, объясняющие состояние рынков.
Бахтиёр Исмаилов, Бахтишод Хамидов, ЦЭИР