Затребование у граждан таких видов справок, как справка из махалли, справка об отсутствии задолженности, адресно-справочной информации и других подобных документов при взаимодействии с различными государственными органами приводит к излишней бюрократии и волоките.
Специалисты Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции в целях выяснения ответа на вопрос «какие именно справки чаще запрашиваются и какими государственными органами» изучили и проанализировали запросы граждан о выдаче справок, поступивших в течение последнего месяца в центры государственных услуг, передает пресс-служба Минюста Узбекистана.
Выяснилось, что за этот период выданы следующие виды справок:
– о том, что гражданин стоит или не стоит на учете в психиатрическом диспансере — 39 950 справок;
– о том, что гражданин состоит или не состоит на учете в наркологическом диспансере — 35 066 справок;
– о записях актов гражданского состояния — 30 609 справок;
– о судимости (или отсутствии судимости) — 20 714 справок;
– о наличии или отсутствии частного жилья на имени гражданина — 5 421 справка;
– адресно-справочная информация — 981 справка;
– о площади места проживания — 12 справок.
В соответствии с постановлением Президента, с 1 января 2020 года был утвержден перечень из 28 документов, которые запрещаются к истребованию госорганами и организациями у граждан, а также их выдаче органами самоуправления граждан. Это было сделано в целях экономии времени, нервов, финансовых ресурсов миллионов граждан, а также снижения нагрузки на государственные органы и организации, готовящие эти документы.
Однако результаты мониторинга показали, что на практике до сих пор встречаются случаи истребования различными организациями и ведомствами у граждан излишних сведений и справок.
Мониторинг показал, что эти документы в основном запрашиваются при приеме на работу.
Например, справка о том, что гражданин состоит или не состоит на учете в психиатрическом или наркологическом диспансере в большинстве случаев требуется при поступлении на работу в медицинские объединения и учреждения, в органы внутренних дел, а также для получения кредита в коммерческих банках. Для этих целей подобные справки запрошены более чем у 45 тысяч граждан.
Конечно, в законодательстве есть случаи, когда такие справки можно запросить. Например, перед регистрацией брака, при получении водительских прав и так далее.
Однако, вне поля зрения некоторых государственных организаций все еще остается тот факт, что отдельные виды справок не обозначены в качестве приложения к основному документу или отменены на основе соответствующих нормативных актов.
Так, соответствующим Указом главы государства с 1 сентября текущего года отменен порядок запрашивания у граждан справки о судимости/несудимости и адресно-справочной информации. Они получаются госорганами по разрешению гражданина посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Несмотря на это, на практике только в сентябре у граждан затребовано около 22 тысяч такого рода справок.
Причина проста — государственными органами не завершены в установленные документами сроки работы по интеграции ведомственных систем, в результате чего страдают граждане.
Также анализ показал, что чаще всего справку о наличии или отсутствии на имени гражданина частного жилья запрашивают органы государственной власти на местах (хокимияты) — 1 782 справки, органы махалли и поддержки семьи — 1 069 справок, органы обороны — 899 справок, органы внутренних дел — 292 справки, органы кадастра — 242 справки, коммерческие банки — 229 справок и органы занятости — 119 справок.
В то время, как органы кадастра могут направить эту информацию в соответствующую организацию посредством системы межведомственного взаимодействия.
Уважаемые работодатели, хокимияты, отделы кадров, юристы организаций!
Министерство юстиции призывает вас к принятию совместных шагов на пользу людям, без создания лишних неудобств для граждан получать информацию и необходимые справки непосредственно у самих ответственных органов, а также напоминает о важности информированности о новшествах в законодательстве, в частности, об изменениях в административных процедурах, а также организации работы в соответствии с законом.
Специалисты Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции в целях выяснения ответа на вопрос «какие именно справки чаще запрашиваются и какими государственными органами» изучили и проанализировали запросы граждан о выдаче справок, поступивших в течение последнего месяца в центры государственных услуг.
Выяснилось, что за этот период выданы следующие виды справок:
– о том, что гражданин стоит или не стоит на учете в психиатрическом диспансере — 39 950 справок;
– о том, что гражданин состоит или не состоит на учете в наркологическом диспансере — 35 066 справок;
– о записях актов гражданского состояния — 30 609 справок;
– о судимости (или отсутствии судимости) — 20 714 справок;
– о наличии или отсутствии частного жилья на имени гражданина — 5 421 справка;
– адресно-справочная информация — 981 справка;
– о площади места проживания — 12 справок.
В соответствии с постановлением Президента, с 1 января 2020 года был утвержден перечень из 28 документов, которые запрещаются к истребованию госорганами и организациями у граждан, а также их выдаче органами самоуправления граждан. Это было сделано в целях экономии времени, нервов, финансовых ресурсов миллионов граждан, а также снижения нагрузки на государственные органы и организации, готовящие эти документы.
Однако результаты мониторинга показали, что на практике до сих пор встречаются случаи истребования различными организациями и ведомствами у граждан излишних сведений и справок.
Мониторинг показал, что эти документы в основном запрашиваются при приеме на работу.
Например, справка о том, что гражданин состоит или не состоит на учете в психиатрическом или наркологическом диспансере в большинстве случаев требуется при поступлении на работу в медицинские объединения и учреждения, в органы внутренних дел, а также для получения кредита в коммерческих банках. Для этих целей подобные справки запрошены более чем у 45 тысяч граждан.
Конечно, в законодательстве есть случаи, когда такие справки можно запросить. Например, перед регистрацией брака, при получении водительских прав и так далее.
Однако, вне поля зрения некоторых государственных организаций все еще остается тот факт, что отдельные виды справок не обозначены в качестве приложения к основному документу или отменены на основе соответствующих нормативных актов.
Так, соответствующим Указом главы государства с 1 сентября текущего года отменен порядок запрашивания у граждан справки о судимости/несудимости и адресно-справочной информации. Они получаются госорганами по разрешению гражданина посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Несмотря на это, на практике только в сентябре у граждан затребовано около 22 тысяч такого рода справок.
Причина проста — государственными органами не завершены в установленные документами сроки работы по интеграции ведомственных систем, в результате чего страдают граждане.
Также анализ показал, что чаще всего справку о наличии или отсутствии на имени гражданина частного жилья запрашивают органы государственной власти на местах (хокимияты) — 1 782 справки, органы махалли и поддержки семьи — 1 069 справок, органы обороны — 899 справок, органы внутренних дел — 292 справки, органы кадастра — 242 справки, коммерческие банки — 229 справок и органы занятости — 119 справок.
В то время, как органы кадастра могут направить эту информацию в соответствующую организацию посредством системы межведомственного взаимодействия.
Уважаемые работодатели, хокимияты, отделы кадров, юристы организаций!
Министерство юстиции призывает вас к принятию совместных шагов на пользу людям, без создания лишних неудобств для граждан получать информацию и необходимые справки непосредственно у самих ответственных органов, а также напоминает о важности информированности о новшествах в законодательстве, в частности, об изменениях в административных процедурах, а также организации работы в соответствии с законом.