Когда совершен первый угон автомашины? На этот вопрос ответить трудно, тем не менее можно без колебания утверждать: в 1985 году данный вид преступления носил повальный характер. Этому способствовали далёкие от криминала люди — владельцы автосервисов. Они в условиях дефицита запасных частей к легковушкам, пошли нехитрым путём – завязали дружбу с угонщиками четырёхколёсной техники.
Церемония получения нужной детали проходила так: встречает автослесарь угонщика и показывает ему разбитый «Жигули» клиента. Преступнику всё ясно без лишних слов. Он в обговоренный срок подгоняет технарю машину такого же цвета. Заказ исполнен, стоит недорого — триста рублей.
Далее к работе приступает так называемый костоправ. В течение дня мужик разрезает автомобиль, отделив от него капот, крылья, двери, сиденья.
Затем начинается следующий этап, в ходе которого эти вещи мастер устанавливает на искорёженную тачку. Их не надо даже перекрашивать, цвет и размер подобраны загодя.
Процесс восстановления, битого авто, занимает неделю, максимум две. Клиент доволен и щедро платит слесарю. Цена его труда — тысяча пятьсот рублей.
Известно, что жизнь на месте не стоит. Совершенствуется и криминал, выдумывая новые формы увеличения дохода.
Со временем боссы преступного мира задумались над способом умножения куша, триста рублей их уже не устраивали. И тогда возникла идея, вскоре получившая название «угон с возвратом».
А дело было так: заимел, например, гражданин N. сверкающий краской «Жигули». Ездит на нём, сдувает с него каждую пылинку. Но однажды, припарковав машину возле рынка, гастронома или кафе, вернувшись, не находит её на месте.
— Караул! – вопит он, и бежит в милицию.
N. не ест, не пьет, не находит себе покоя ни днем, ни ночью. Истощал. На работу ходит пешком. И вдруг встречает своего кента, с которым не виделся много лет — тот случайно шёл мимо его дома.
Выслушав скорбную историю, френд глубокомысленно произносит:
— Помочь твоему горю можно … у меня человек есть. Треснет дядя кулаком по столу и, считай, машину тебе криминал вернёт.
— Вот это пахан! — радостно кричит N.
— Но кулаком бесплатно не машут, — продолжает кореш.
— Заплачу сколько надо, — уже ревёт пострадавший.
— Хорошо, я попытаюсь что-либо сделать. Встретимся утром, — загадочно говорит мужик, и исчезает.
Как долго тянется ночь! N. не спит, ворочается. Лишь забрезжил рассвет, он — на улицу. Ждёт, изнывает, курит сигарету за сигаретой. А вот и знакомец появился. И хотя до него ещё метров сто, N. громоподобно рявкает: — Ну, где она?
— Всё в порядке, — успокаивает мужик. – Твою тачку хотят вот-вот разрезать на детали. Времени у нас мало, надо сей же час вручить кое-кому две тысячи рублей. Авто мы спасём лишь таким образом.
N. не побежал, а полетел за деньгами, обгоняя трамваи. Ему бы заниматься лёгкой атлетикой, в беге такому человеку, при собственном весе сто тридцать килограммов, конкурента не найти, а он всего лишь повар, пусть даже с приставкой шеф.
Пересчитывая купюры, френд говорит:
— Пока ты бегал, человек снарядил сюда гонца, а тот указал место, где спрятана твоя машина. Забирай её, вон там, за углом. Только держи в уме мою настоятельную рекомендацию, ты пробарабанишь ментам, что жигуль отыскал сам. Тебе помогли люди серьёзные, они, если в городе начнёт витать гнилой слух, разговоры, твой мотор сожгут.
Аналогичным методом в одном районе ежедневно возвращают три-четыре автомобиля, а таких районов в Ташкенте десять.
Чем вкуснее пища, тем лучше аппетит, а он приходит во время еды: теперь и две тысячи рублей криминал не устраивают.
«Но это же за одну машину!» – скажете вы. Нет, мало. Выдумана другая тактика, увеличивающая доход в пять раз.
Как мы выяснили, всё оказалось элементарно.
Купил гражданин А. новый жигулёнок за двенадцать тысяч рублей. В магазине авто не «достать», поэтому человек приобрёл его на специальном рынке, естественно, по завышенной таксе. Наш «герой», хотя и залез в долг, всё же свою мечту осуществил.
Покатался он месяц — нет, приневолен машину продать, кредиторы извели — вдруг стали требовать срочно вернуть деньги. Молва об этом распространилась вмиг.
Заходит к А. солидный дядя.
— Слышал, технику продаёте, – говорит он, — хочу глянуть на неё.
— Продаю, — нехотя отвечает А., — джентльмен обязан возвращать долги в срок.
Осматривая машину, покупатель тараторит:
— Хороша, и цвет что надо. Мой сын заканчивает институт, я ищу ему подарок. Не пристало молодому инженеру трястись в автобусе.
Цена в десять тысяч рублей устраивает обе стороны.
— Только у меня маленькое настояние, – дядя понижает голос, — авто пока останется на вашем имени, а на сына мы оформим доверенность с правом распоряжаться техникой. Не возражаете? Студенту лишние вопросы, типа откель бабло, не нужны.
— Для меня это напрасная головная боль, — чешет затылок А.,– но студентам надо помогать.
Ещё не успела осесть пыль, поднятая на дороге укатившим жигулёнком, А. набирает номер телефона:
— Вартан, дорогой, зайди ко мне.
«Дорогой» вырастает словно из-под земли. А. протягивает ему дубликаты ключа и техпаспорта:
— Владелец машины – дипломник политеха. Тачка припаркована рядом с библиотекой. Через день-два загони её в свой гараж. Новый клиент уже есть.
Зная, что следующему покупателю, который попросит оформить ему авто по доверенности нужно дать технический паспорт, А. снова поднимает трубку и звонит в ГАИ:
— Роберт, дорогой, меня совсем склероз замучил. Не помню куда я сунул бумаги от «Жигули». Выпиши новые.
Лейтенант напоминает А. правила хранения технического паспорта, но так, для видимости, ведь за любой врученный документ А. платит ему сто рублей, вместо трёх, установленных законом.
Через пять дней А. дожидается очередного клиента.
К нему приходит убелённый сединами мужчина.
— Молвят, авто продаёте? – говорит он.
— Продаю, нехотя отвечает А., — ибо сижу на мели, а долги надо возвращать в срок.
Цена в десять тысяч рублей устраивает обоих, но покупатель ставит условие:
— Видите ли, это презент моей Лоле. Ей сегодня тридцать исполняется. Чтобы красавице не задавали глупых вопросов, типа откуда ты взяла столько денег, пусть авто пока останется на вашем имени, а на мою девочку оформим доверенность с правом распоряжаться техникой. Вы согласны?
— Для меня это ненужная головная боль, — чешет затылок А., – но я понимаю … любви все возрасты покорны.
Старик уехал довольный, ему хочется скорее любимую обрадовать. Он не думает о том, что по нормам права владельцем машины остаётся А., который имеет от своего «Жигули» и запасные ключи, и дубликат технического паспорта.
Не успел автомобиль выехать за ворота, А. поднимает трубку телефона:
— Вартан, дорогой, зайди ко мне … Роберт, дорогой …
Так по доверенности авто продают несколько раз. Причем сбывают исключительно лицам, имеющим нетрудовой доход, в основном работникам торговли. Расчёт элементарен: человек, даровавший «Жигули» любовнице, заявлять об угоне в милицию не пойдёт.
Далее, чтобы не «засветиться», жулики толкают эту машину на авторынке, там же покупают другую модель, и всё начинают заново.
Георгий Лахтер (Мирвали Гулямов)
Ташкент — ноябрь, 1987 г.