back to top
3.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Узбекские угольщики обещают выдать на-гора 6 млн тонн угля

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

Насколько эти планы осуществимы и имеют под собой реальную основу, предлагаем побывать вместе с нами на крупнейшем угольном месторождении «Ангренское», что находится в Ташкентской области.

Для начала небольшой исторический экскурс. Угольная промышленность Узбекистана имеет 72-летнюю историю. Основу ресурсной базы угольной отрасли республики составляют буроугольное «Ангренское» и два менее крупных каменноугольных месторождения — «Шаргуньское» и «Байсунское».

Но колоссальный вклад в развитие отрасли вносит именно АО «Узбекуголь», действующее в городе Ангрен, в Ташкентской области. 85% добываемого в Узбекистане угля приходится именно на разрез «Ангренский».

Само месторождение было открыто геологами еще в тридцатые года 20 века – на границе равнины и гор, на правом берегу реки Ангрен. Отсюда и название разреза – «Ангренский».

Эксплуатация месторождения началась в 1940-1943 гг. подземным способом с заложением шести шахт. Строительство угольного разреза было начато в 1941 году. В качестве землеройной техники использовались несовершенные и малопроизводительные паровые экскаваторы на железнодорожном ходу с ковшом вместимостью 1- 1,25 м3 фирмы «Марион» (США), транспортные средства отечественного производства грузоподъемностью 1,5-2 т с ручной разгрузкой.

В 1948 году Ангренский разрез был сдан в эксплуатацию, и эта дата считается началом развития угольной промышленности Узбекистана, так как разрез является основным и крупнейшим угледобывающим предприятием не только республики, но и всей Средней Азии. С этого же года промышленная добыча угля стала вестись открытым способом.

Первый этап технического перевооружения угольного разреза приходится на 1954-1965 годы. В работе к тому времени находились первые отечественные экскаваторы СЭ-3 (УЗТМ) и шагающие экскаваторы. В этот период обновился парк экскаваторов; на разрез поступили мехлопаты с удлиненным оборудованием; были заменены конвейерные линии доставки угля на более мощные конвейеры КРУ-350, КРУ-300, КЛ-150, ЛКУ-250; внедрены высокопроизводительные буровые станки ВТО-2, УШВТ-М, СВБ-2, СБШ-250. Было создано новое отвальное хозяйство, на железнодорожном транспорте паровая тяга заменена электровозной.

Издали огромные 130-тонные БелАзы и экскаватор кажутся игрушечными, но подойдя поближе, ощущается мощь техники. За какие-то несколько минут экскаватор полностью загружает самосвал, и так на протяжении всей 12-часовой смены.

Второй этап технического перевооружения (1978-1990 гг.) предусматривал дальнейшее увеличение объема добычи угля на разрезе в 1,5-2 раза. В этот период были внедрены новые экскаваторы ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5, ЭКГ-15, ЭКГ-4У, тяговые агрегаты, думпкары большой грузоподъемности. Это позволило довести объем добычи угля в 1990 году до 5,77 млн.т с объемом вскрышных работ 50 млн.м3.

Прослойки угольного и каолинового пластов.

Это месторождение по-своему уникально. Местный бурый уголь не похож на сырье с других разрезов. Еще одно важное преимущество разреза – это попутно добываемое сырье – каолин. Каолиновое месторождение находится перед угольным. Таким образом, в год специалисты помимо угля добывают 1 млн тонн каолина, и это покрывает потребности страны в данном осадочном минерале.

На это обратил внимание заместитель генерального директора АО «Узбекуголь» Александр Корчагин: «Само по себе месторождение – уникально. Помимо угля, мы добываем здесь каолин. Кроме того, здесь используется три вида транспорта – это редкость на таких предприятиях – это новые 130-тонные «БелАЗы», железнодорожным транспортом мы вскрываем верхние уступы ну и, конечно, используем циклично-поточный конвейерный транспорт, который совсем недавно мы внедрили».

Разрез «Ангренский» — месторождение, которое представляет собой залежь угля мощностью до 60 метров и глубиной залегания от 130 до 150 метров. Чтобы добраться до угля, необходимо действовать правильно, соблюдая технику безопасности. Добыча угля открытым способом в Ангрене требует переработки больших объемов вскрыши. Разрез отрабатывается уступами – это необходимое требование, которое позволяет избежать оползней. Кстати, находящийся неподалеку разрез «Апартак» отличается от «Ангренского» тем, что объём вскрышных работ намного меньше и, следовательно, до угольных пластов добираться гораздо легче, а это сказывается и на рентабельности добычи угля.

Сопровождающий нас по разрезу, Александр Корчагин пояснил, что весь уголь, добываемый здесь, идет исключительно на нужды Узбекистана. Пока предприятие на пути к тому, чтобы покрыть потребности страны в твердом топливе. Подсчитано, что потребность республики в угле составляет 6 млн тонн угля ежегодно. Собственно, и президент Шавкат Мирзиёев поставил перед угольщиками такую задачу – довести объём добываемого угля до этих показателей.

В этом году на разрезе «Ангренский» получат 3 млн 700 тысяч тонн. Но дело в том, что увеличение объема добычи всегда влечет за собой и увеличение объема вскрышных работ – а это колоссальное время и ресурсы. Поэтому к следующему году руководство АО «Узбекуголь» планирует добыть 4 млн 500 тысяч тонн угля. Из года в год показатели будут расти, по планам, нужно три года, чтобы прийти к желаемому показателю в 6 млн тонн угля.

Такого результата трудно добиться без высокоэффективного современного оборудования. Как бы в подтверждение слов Александра Корчагина, главный механик разреза «Ангренский» Абдулхамид Байназов рассказал, что в рамках обновления технического парка были приобретены мощные экскаваторы российского производства объёмом ковша от 5 до 16 кубических метров и новые самосвалы БелАзы грузоподъёмностью от 40 до 130 тонн.

В то же время, поставлена задача по обеспечению населения качественным углем. Ведь ни для кого не секрет, что раньше крупный уголь высокого качества мешали с сырьем низкого качества (угольной пылью) и в таком виде поставляли и на ТЭЦ, и населению. Однако потребителям использовать данный продукт в холодные времена года было нерентабельно – мелкий уголь плохо горит в бытовых печах и дает гораздо меньше тепла, чем крупный.

Чтобы повысить качество угля, понизить его зольность, специалистами «Узбекуголь» было установлено и введено в эксплуатацию на разрезе пять ручных породовыборок, которые ранее в отрасли не использовались. Эти агрегаты были собраны за месяц в Ангрене, на заводе РГТО, который входит в состав АО «Узбекуголь». К слову говоря на РГТО осуществляется ремонт техники, машин и различного оборудования, используемого при добыче угля в Ангрене.

Породовыборка представляет собой ленточный конвейер, на который подается уголь. Задача рабочих – вручную отделить уголь от породы, что позволило снизить зольность его с 60% до 35% и соответственно повысить качество твердого топлива. Именно такое сырье сейчас поставляется потребителям.

А чтобы сохранить уголь крупным (ведь бурый уголь при транспортировке крошится от ударов), было также принято решение протянуть железнодорожное полотно до разреза, чтобы грузить уголь в вагоны напрямую, с забоя. Ежедневно предприятие отгружает для ТЭЦ и потребителей от 7 до 10 тонн угля двух фракций – более мелкий поставляется теплоэлектроцентралям, а самый качественный – крупный – населению.

В планах АО «Узбекуголь» также значится дальнейшее развитие разреза «Апартак». Уголь, который добывают здесь, по качеству превосходит твердое топливо с разреза «Ангренский». В этом году объем добычи на «Апартаке» составит порядка 400 тысяч тонн, но уже в следующем году, после проведения необходимых вскрышных работ, объем добычи возрастет до 1 млн тонн.

Сейчас задача специалистов состоит в дальнейшей разработке разреза, идёт процесс модернизации, технического и технологического перевооружения предприятия. И это даёт основания говорить, что к 2023 году угольщики страны выдадут на-гора 6 млн тонн качественного твёрдого топлива.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

Дороги в разрезе грунтовые с толстым слоем угольной пыли. Для надёжной и уверенной езды, БелАзы сами поливают водой и утрамбовывают дорогу.
Шахтёров и рабочих доставляют на специальных автомобилях. В разрезе работают в общей сложности порядка 1700 человек. Причём не только из Ангрена, но из кишлаков, которые находятся за 20 километров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей