29 сентября в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция на тему «Что оставить в законодательстве, а от чего отказаться?», посвященная разъяснению сути и значения Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства».
В частности, отмечалось, что указ определяет несколько важных направлений развития национальной законодательной системы.
Во-первых, в качестве механизма снижения регуляторной нагрузки внедряется метод «регуляторной гильотины», который предусматривает широкомасштабный пересмотр и отмену устаревших и утративших свою актуальность норм, оказывающих негативное влияние на бизнес-среду.
Во-вторых, определяется ряд мер по предотвращению чрезмерного регулирования и более эффективной реализации систематизации законодательства:
- установление на законодательном уровне конкретных критериев разграничения актов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров и органов государственной власти на местах индивидуального и организационного характера от принимаемых ими нормативно-правовых актов;
- внедрение практики принятия нового законодательного акта вместо его новой редакции с одновременным признанием утратившим силу действовавшего законодательного акта, организовав пересмотр ранее принятых таких законодательных актов;
- внедрение практики признания по окончанию соответствующего года утратившим силу актов Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, направленных на установление дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и перенос выходных дней, а также организацию проведения мероприятий.
В-третьих, нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах будут систематизированы и включены в Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан.
Указом предусмотрено обеспечение прозрачности нормотворческой деятельности хокимиятов за счет систематизации нормативно-правовых актов органов государственной власти на местах путем включения их в Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz), инициирования отмены устаревших и утративших свою актуальность документов, а также внедрение механизма автоматического размещения в их базе данных.
База правовых актов хокимиятов включает свыше 3 тысяч актов, из которых, по экспертной оценке, более 50 процентов могут быть систематизированы или полностью отменены.
В-четвертых, система принятия нормативно-правовых актов совершенствуется за счет введения системы оценки регуляторного воздействия.
Указом Президента Республики Узбекистан Министерство юстиции определено специально уполномоченным органом по координации деятельности в сфере оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов и их проектов. В составе министерства создается Управление оценки регуляторного воздействия.
Основными задачами Министерства юстиции в области оценки регуляторного воздействия определены:
- подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников органов государственного управления, местных исполнительных органов и иных организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия;
- проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и разработка мер и рекомендаций по устранению выявленных коррупционных факторов;
- выявление пробелов в законодательстве, правил и положений, создающих условия для коррупции.
Принятые меры улучшат бизнес-среду страны, ее инвестиционную привлекательность, наладят эффективный и открытый диалог с бизнес-сообществом и общественностью для упрощения законодательной базы.
Сурайё Равшанова