Вашингтон, округ Колумбия: Миссия Международного валютного фонда под руководством г-на Рона ван Родена совершила виртуальный визит сотрудников в Узбекистан в период с 24 августа по 17 сентября 2020 года для обсуждения экономического развития и политики. По окончании миссии г-н ван Роден сделал следующее заявление:
«Узбекистан, как и большинство других стран, сильно пострадал от пандемии COVID-19, отрицательно сказавшейся на его людях и экономике. Власти отреагировали быстро и решительно, приняв меры по смягчению последствий пандемии. Сюда входили как меры сдерживания, так и меры по защите жизни и средств к существованию людей, в том числе через Антикризисный фонд, созданный в начале кризиса.
«Усилия властей по смягчению экономических последствий кризиса в основном состояли из фискальных мер с существенными дополнительными расходами на здравоохранение и социальную помощь, а также поддержку малого бизнеса, включая налоговые льготы. Центральный банк Узбекистана (ЦБУ) снизил свою учетную ставку с 16 до 14 процентов и обеспечил достаточную ликвидность банковской системы, одновременно поощряя банки разрешать затронутым секторам отсрочивать погашение ссуд. Благодаря мерам фискального стимулирования и в сочетании с потерями налоговых поступлений из-за снижения активности, прогнозируется, что консолидированный бюджетный дефицит вырастет примерно с 2½ процента ВВП в 2019 году до почти 6 процентов ВВП в этом году (и почти 7½ процента ВВП, включая кредитование политики). Международная финансовая поддержка, в том числе со стороны МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и других, поможет покрыть финансовые потребности, возникшие в результате кризиса.
«Благодаря этим усилиям экономический рост, хотя и заметно замедлится, в этом году ожидается, что он будет умеренно положительным, с продолжением роста, особенно в строительном секторе. Инфляция, хотя по-прежнему высока и составляет чуть более 11 процентов, постепенно снижается, и при относительно жесткой денежно-кредитной политике ожидается дальнейшее снижение в предстоящий период в направлении достижения целевых показателей ЦБУ по инфляции.
«По мере ослабления мер сдерживания экономическая активность начала расти. При условии, что пандемия постепенно утихнет в 2021 году, ожидается, что в 2021 году рост вырастет примерно до 5 процентов. Однако неопределенность остается исключительно высокой, а усиление или более длительная пандемия создает большие риски ухудшения ситуации.
«В условиях неопределенности и нестабильности экономического восстановления, а также ввиду того, что государственный долг остается относительно умеренным, в 2021 году будет важно сохранить адекватную фискальную поддержку, в том числе для поддержки уязвимых домохозяйств. Меры стимулирования можно постепенно отменять по мере восстановления и роста экономики. Твердая приверженность официальных органов обеспечению устойчивости бюджета в среднесрочной перспективе и постепенному возвращению консолидированного дефицита примерно до 2 процентов ВВП в предстоящие годы обеспечивает уверенность в том, что государственный долг останется управляемым. В то же время усилия ЦБУ должны быть по-прежнему сосредоточены на дальнейшем снижении инфляции и обеспечении финансовой стабильности.
«Хотя власти справедливо сосредоточили внимание на преодолении кризиса COVID-19, они не упустили из виду программу реформ и среднесрочную цель по достижению более сильного, устойчивого и инклюзивного экономического роста для повышения уровня жизни людей. Кризис подчеркнул необходимость дальнейшего продвижения реформ для достижения этих целей. Однако реализация реформ уже является сложной задачей при нормальных обстоятельствах, и тем более в нынешних условиях. Тем не менее, власти продолжают добиваться прогресса, особенно в укреплении экономических институтов, в том числе за счет повышения потенциала, в частности, в Министерстве экономического развития и сокращения бедности, Министерство финансов и ЦБУ. Кризис не должен задерживать реформу государственных банков и государственных предприятий, в том числе путем улучшения их управления, а также сельскохозяйственного сектора. По мере того, как кризис утихает, официальным органам следует продолжить снижение роли государства в экономике, открытие рынков и усиление конкуренции, а также улучшение деловой среды.
«МВФ готов и дальше поддерживать Узбекистан в этих усилиях, предоставляя консультации по вопросам политики, техническую помощь и финансовую помощь в случае необходимости».
Вывод миссии МВФ об управляемости возврата госдолга Узбекистана радует и дает надежду на дальнейшее выделение в нашу страну кредитов и займов всеми международными финансовыми институтами! Однако размер годовой ставки ЦБ РУз в 14 процентов неоправданно велик. Пользуясь этим, коммерческие банки выдают кредиты с еще более высокими процентами и ни коим образом не страдают от этого. Даже во времена большого строительства ипотечного жилья (2013-2018 гг) они надрывно плакали от того, что выводятся из быстрого оборота большие средства из-за выдачи кредитов сначала на строительство и, затем, на покупку жилья, но их радостные реляции в СМИ об итогах их последних лет деятельности говорит, что их плач вовсе не отражал тогдашнюю действительность! И сегодня банки не очень страдают, даже воочию видя, как корячатся кредитованные ими предприниматели при возврате кредитов. ЦБ РУз должен следить не только за темпами инфляции, но и за размерами годовых ставок коммерческих банков, не позволяя им наживаться, тем более в период пандемии. А она, по всей вероятности затянется, что видно не только из речи руководителя миссии МВФ. Большие разрывы между размерами ставок ЦБ РУз и коммерческих банков выглядят в период пандемии мародерством со стороны банков, а 50-ти процентная поддержка предпринимателей из госфондов, тоже уходит им же. То есть, страдают предприниматели и госказна. Но вовсе не коммерческие банки!