Центр экономических исследований и реформ продолжает следить за изменениями конъюнктуры внешнеэкономической деятельности между Узбекистаном и ЕАЭС, развивающейся в настоящее время в условиях COVID-19. В своей авторской статье, эксперт ЦЭИР Руслан Абатуров анализирует влияние пандемии на экспорт текстильной и швейной продукции на рынки стран ЕАЭС.
Как известно, Узбекистан прорабатывает вопросы возможности расширения внешнеэкономического сотрудничества со странами ЕАЭС. Страны ЕАЭС являются традиционными торговыми партнерами, на которые приходится четверть внешнеторгового оборота республики.
Анализ взаимодействия Узбекистана с ЕАЭС
ЕАЭС является крупным потребителем текстильных и швейных товаров. Собственное производство стран ЕАЭС не способно покрыть спрос 184-милионного населения, что объясняет достаточно значительные объемы импорта рассматриваемой продукции. По итогам 2019 г. страны ЕАЭС импортировали текстиля и одежды из третьих стран на 13 млрд. долл., импорт за 3 последних года увеличился на 38%.
За последние годы между Узбекистаном и ЕАЭС отмечается ускоренная динамика развития сотрудничества в текстильной и швейной отраслях. Так, экспорт отечественной текстильной промышленности в страны ЕАЭС увеличился за 3 года на 44%. В частности, в Россию на 35%, в Кыргызстан – в 2 раза, в Беларусь – на 80%. Отмечается и рост инвестиций из стран ЕАЭС в текстильную и швейную отрасли Узбекистана. Если в 2017 г. было привлечено инвестиций в общем счете 1,4 млн. долл., то в 2019 г. уже 65,2 млн. долл.
Развитие сотрудничества между Узбекистаном и ЕАЭС в 2020 году проходит в условиях влияния пандемии коронавируса. Как известно, было прекращено пассажирское транспортное сообщение, отмечались задержки в поставках товаров, приостанавливалось производство.
Производство
По данным ЕЭК, за январь-июль 2020 г. в странах ЕАЭС производство текстильных изделий выросло на 3,7% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Несмотря на пандемию, сохранился рост в основных странах производителях – России, Беларуси и Казахстане.
Между тем, в производстве одежды отмечается продолжение спада. Так, за январь-июль производство одежды сократилось на 4,4%. Снижение производства отмечается во всех странах.
В Узбекистане, несмотря на негативное влияние пандемии, по производству одежды удалось сохранить положительную динамику, а в производстве текстиля и вовсе выйти на двузначный рост – 13,1%, тогда как за январь-июль 2019 года увеличение было лишь на 2,1%.
Импорт
Пандемия коронавируса привела к снижению импорта в страны ЕАЭС одежды и текстиля. По итогам полугодия импорт ЕАЭС текстиля и одежды (группы ТН ВЭД 50-63) составил 5,8 млрд. долл. и сократился на 6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Достаточно серьезный спад отмечается в импорте трикотажной одежды – на 27%.
По основным странам-поставщикам текстиля и одежды на рынок ЕАЭС снижение отмечается в импорте из Турции – на 27,7% в сравнении с первым полугодием 2019 г., Бангладеш – на 19,4%, Италии – на 30%. Из Китая, основного экспортера на рынок ЕАЭС, напротив, импорт увеличился на 17,4%.
Влияние пандемии на узбекский экспорт текстиля
Экспорт текстиля и одежды Узбекистана во все страны по итогам января-августа 2020 г. продолжает сохранять положительную динамику. Экспорт текстильной и швейной продукции (группы ТН ВЭД 50-63 за исключением хлопка-сырца) составил 1,2 млрд. долл. и увеличился на 12%.
Экспорт текстильной и швейной продукции Узбекистана в ЕАЭС за январь-август 2020 г. составил 666,2 млн. долл., что составляет фактически половину от всего объема экспорта текстиля и одежды. Несмотря на влияние пандемии, отмечается существенная динамика роста экспорта на данный рынок. Увеличение относительно объемов за январь-август 2019 г. на 27%, на фоне сокращение экспорта в другие страны на 17%. Столь значительный прирост обусловлен в первую очередь увеличением экспорта трикотажной одежды почти на 85 млн. долл. или на 41,1%. Также существенно увеличился экспорт трикотажных полотен на 47%. На 60% наращен экспорт постельного, столового туалетного, кухонного белья.
В ЕАЭС основными странами – импортерами отечественной текстильной продукции в текущем году являются Россия и Кыргызстан, экспорт в который, по итогам семи месяцев увеличился в 2,7 раза.
Немаловажным для отечественной текстильной и швейной отраслей является последовательное увеличение доли готовой продукции в объеме экспорта. Так, к примеру, доля экспорта только одежды в ЕАЭС достигла 47,1%, тогда как в 2017 году составляла 37,1%. Таким образом, невзирая на трудности, вызванные пандемией, Узбекистан наращивает экспорт в страны ЕАЭС.
Проблемные вопросы
Несмотря на достигнутые результаты последних лет, необходимо сказать и о сохраняющихся проблемах узбекского экспорта текстиля и одежды, как на рынке стран ЕАЭС, так и в целом.
Доля Узбекистана в импорте текстиля и одежды ЕАЭС остается незначительной несмотря на имеющийся потенциал, и за последние годы фактически не изменилась. За последние 3 года в пятерке лидеров стран-экспортеров текстиля и одежды на рынок ЕАЭС (Китай, Турция, Бангладеш, Италия, Узбекистан) Узбекистан имел наименьшие показатели стоимостного роста.
Узбекистан стремится диверсифицировать экспорт текстиля и одежды, как по товарной номенклатуре, так и по географии поставок. Необходимость диверсификации по товарной номенклатуре в значительной степени связана с достижением в настоящее время, некоторых пределов по основным экспортным товарным позициям на традиционных рынках – таких как ЕАЭС.
Кроме того, большая часть экспорта готовой продукции (по большинству позиций товарной номенклатуры – более 80%) приходится на рынок ЕАЭС, и в частности, России, что говорит о крайнем уровне зависимости от данного рынка.
В данном направлении правительство Узбекистана прилагает усилия по открытию в первую очередь емкого рынка стран ЕС. Для этого, во-первых, ведется работа по отмене бойкота узбекской текстильной продукции со стороны мировых брендов, а во-вторых, по получению статуса GSP+ со стороны ЕС, что позволит существенно снизить тарифные барьеры для экспортируемой отечественной продукции на территорию ЕС.
Таким образом, в своей внешнеторговой политике в текстильной сфере Узбекистан намерен расширять товарное предложение на традиционных рынках, а также выходить на новые рынки.
Заключение
В Узбекистане в сентябре прошлого года были утверждены целевые показатели развития экспорта текстильной и швейной продукции с ориентиром 7 млрд. долл. к 2025 году. Для достижения данного показателя потребуется как активное наращивание производства, так и активное расширение позиций на внешних рынках, что предполагает приложение значительных усилий по повышению качества выпускаемой продукции и упрощению выхода отечественной продукции на внешние рынки. В данном ракурсе, рынок ЕАЭС для Узбекистана является в настоящее время наиболее доступным.
По этому поводу также необходимо отметить, что статус наблюдателя Узбекистана в ЕАЭС позволит, среди прочего, изучить механизмы участия в госзакупках продукции легкой промышленности стран ЕАЭС, создаваемых возможностях по промышленной кооперации, технологических платформах. Все это позволит в перспективе, независимо от того, вступит Узбекистан или нет в ЕАЭС в качестве полноправного партнера, упрочить свои позиции на рынке текстиля и одежды ЕАЭС, проработать возможности расширения кооперации в сфере легкой промышленности. В конечном счете это будет способствовать укреплению позиций Узбекистана на мировом рынке текстиля и одежды.
Руслан Абатуров, ЦЭИР