Правовым основанием для этого действия является распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 февраля 2020 года, в соответствии с которым девятиэтажное здание, находящееся во владение ООО «O`zyengsanloyiha» (ГПИ-4), передается на баланс АО «Узтрансгаз».
Многим ташкентцам знакомо это здание на нынешней улице Шахрисабзская, построенное в начале 70-х годов прошлого века на средства Министерства легкой промышленности тогдашнего СССР для ГПИ-4 (Государственный проектный институт), занимающего проектированием предприятий легкой и хлопкоочистительной промышленности Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Проектный институт действительно был легендарный. Почти тысяча специалистов работали в нем, одновременно ведя проектирование и авторский надзор за сотнями объектов по всей стране.
В 1993 году, в соответствии с тогдашним действующим законодательством, часть трудового коллектива полностью выкупило здание у государства за живые трудовые деньги, оформив в установленном порядке. Продолжалось основная деятельность предприятия. Вместе с тем, на рынке появились и другие проектные организации, в том числе из Турции и Южной Кореи.
Хотя, когда пришло время сдать госкомиссии эти новые СП в сфере текстильной отрасли, пришлось обратиться именно к ООО «O`zyengsanloyiha» (ГПИ-4). Ведь новопостроенные предприятия, по словам ветерана института, главного инженера проектов Р.Ф.Ахмедова, нужно было адаптировать к санитарным, противопожарным, строительным нормам и правилам нашей страны. Именно так были введены в действие СП с участием китайских инвесторов в Карши, «Кукон-текстиль» с участием сингапурских инвесторов, турецкая фабрика на Кукче, южнокорейские текстильные комплексы на Кукче, в Той-тепе, в других регионах страны.
В начале 2008 года начался дележ недвижимого имущества «O`zyengsanloyiha» (ГПИ-4). Как это обычно бывает, в тайне от истинных собственников тогдашнее Госкомимущество заказало переоценку основных фондов ООО. В итоге, ссылаясь на «дополнительно выявленных активов», 51.3 процента уставного фонда отошло государству, а 48.7 процента – основным учредителям из числа работников предприятия. Самое интересное здесь то, что дополнительно выявленными активами оказались несколько деревьев у здания института и заасфальтированная площадка здесь же, для стоянки автомобилей. Таким «чудесным» образом произошло обесценивание доли собственников, представляющих трудовой коллектив. Очень трудно сказать, во сколько раз в суммарном выражении уменьшилась собственность пайщиков, работающих на самом предприятии.
Вскоре выяснилось, для чего была проведена такая «экзекуция» основного актива. В один прекрасный день 2011 года в самых лучших традициях «рейдерского захвата» в пятиэтажную часть здания была вселена налоговая инспекция Яшнабадского района. На письменный запрос редакции пресс-служба агентства по управлению государственными активами уверяет, что не в курсе вселения районного налогового ведомства. Как так? Государственное учреждение в явочном порядке столько лет занимает основную долю недвижимого имущества, а государственное ведомство, занимающееся их управлением, не ведает происходящим? Так не бывает.
Новое испытание для собственников началось в феврале 2020 года. К этому времени выяснилось, что доля государства в уставном фонде достигла 94,86 процента. Как объясняет в своем ответе на запрос редакции и.о.директора Агентства госактива Т.Набиев, произошло это «в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-847 от 29 апреля 2008 года, с 1 мая 2008 года, сроком на 3 года ведущие проектно-изыскательные организации, в том числе ООО «Узенгсанлойиха», освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество, также установлено что причитающиеся по государственной доле дивиденды капитализируются в качестве вклада государства в уставном фонде ООО «Узенгсанлойиха».
Соответственно, в результате капитализации дивидендов начисленных по доле государства в качестве вклада государства в уставный фонд ООО «Узенгсанлойиха» доля государства в уставном капитале общества достигла 95 процентов». Соответствует ли это законодательству, разбираться юристам, поскольку произошло применение разных условий получения дивидендов для собственников одного и того же ООО. А по законодательству, условия для всех должны быть одинаковыми.
Упомянутое решение Кабинета Министров в официальном порядке не было доведено до собственников, представляющий трудовой коллектив. Копию этого распоряжения учредители получили обходными путями, что вызывает крайнее удивление и разочарование действиями государственного органа.
Пресс-служба Агентства госактива в своем ответе уведомляет редакцию, что «5 июня 2020 года было проведено внеочередное общее собрание учредителей компании, на котором было принято решение передать Агентству 9-этажное здание, принадлежащее обществу в счет уменьшения доли государства в уставном капитале ООО «Узенгсанлойиха» на сумму остаточной стоимости здания.
Следует отметить, что вышеупомянутое распоряжение Кабинета Министров предусматривает передачу Агентству 9-этажного здания по адресу: улица Шахрисабз, дом 85, Яшнабадского района города Ташкента …, а за счет уменьшения доли государства в уставном капитале общества».
Как раз к объявленным впоследствии решениям данного собрания у учредителей много претензий. Поскольку большинство присутствовали на данном мероприятии, они считают, что «протоколы подтасованы представителями агенства Госактива, присутствовавшими на данном собрании». В частности, подавляющем решением большинства участников собрания, голосование не проводилось. Соответственно, решение не принималось. А Агентство госактива утверждает, что было принято решение о передачи 9-этажного здания Агентству, что совершенно не соответствует действительности. Все выступления переиначены, истинные слова, высказанные в ходе собрания, не приведены в протоколе собрания.
Акционеры из числа сотрудников «O`zyengsanloyiha» (ГПИ-4) обратились с коллективным заявлением в Генеральную прокуратуру страны. Но до сих пор, хотя прошло достаточно много времени, нет никакой заинтересованности со стороны главного надзорного ведомства в расследовании вопиющих фактов нарушения законодательства.
Сейчас первые акционеры, которые почти тридцать лет тому назад поверили законам государства и правилам хозяйствования в 1993 году, в удрученном состоянии. Как так, в самое трудное время для страны время, оторвав от себя, от семьи, они направили свои кровные на приватизацию объекта своей трудовой деятельности. А сегодня они что имеют? Вместе того, чтобы спокойно работать, приходится ходить по инстанциям и доказывать свою правоту. А ведь сколько законов принято, постановлений и указов президента о недопустимости пересмотра итогов приватизации?
Выше было сказано, что всё это делается для передачи здания АО «Узтрансгаз». Что, газовая транспортная сеть обязательно должна управляться из центра столицы? Не лучше ли для отрасли, да и для экономики страны, чтобы головная организация располагалась в газоносном регионе республики, где находятся скважины или компрессоры труб газотранспортной сети?
Р.Султанов.
Интересно, а зачем Узтрансгазу нужно это здание, если у него уже есть своё здание возле МВД? Тем более, что часть функций были переданы вновь созданной организации, Худудгазтаъминоту.
Вопрос в другом — а легкая промышленность в Узбекистане- полностью переходит на древние — дедовские технологии? И теперь легкая промышленность в Узбекистане не будет иметь развития, строительства! Даже просто ремонт — не возможен без проектов!