Популярный рэп-исполнитель, автор текстов и песен, а также студийный продюсер — именно так его представляли в интервью на протяжении многих лет. За годы своей деятельности ему удалось осуществить успешное сотрудничество с группой «Ума Турман» (саундтрек к кинофильму «Ночной дозор»), исполнить дуэтом композицию I’ll be around с группой «А-Студио» (написанную самим же и стать соавтором четырех хитов к альбому «Улетаю»), поработать с известным рок-музыкантом — Вячеславом Бутусовым и многими другими. Сегодня он выступает в другом амплуа — режиссер. Итак, на сегодняшний гость — Руслан Салиев (более известный под псевдонимом Mr. Slan), который не только рассказал о своей премьере, но и побеседовал с нами о кинематографе в целом.
— Как пришла идея снять фильм «Хамид и Зульфия» и рассказать именно про этих поэтов? От продюсера, rэп-исполнителя, автора текстов и песен — сюжет и идея ленты, как минимум, необычной выбор…
— В публичном поле меня знают, как человека, посвятившего себя много лет музыке, поэтому может показаться необычным то, что я решил снять кино. В этом году 21 год как я в медиа-бизнесе, за моими плечами множество проектов разных форматов, в которых удалось принять участие, о чем широкая общественность не знает, поэтому клише рэппера все еще тянется за мной. Кроме того, режиссура — мое профильное образование, а в прошлом году я окончил сценарные курсы в Москве. Что касается идеи фильма: она родилась давно, осуществить ее удалось только сейчас. Наследие Хамида Алимджана и Зульфии невозможно переоценить, а история их любви — для меня вообще феномен искренности и преданности. Такую редко встретишь в любую эпоху, сегодня — тем более. Это история таланта, силы, вдохновения и безусловных чувств. Целью было создать фильм, который мог бы посмотреть не только наш зритель, но и зрители других стран, потому что поэзией Хамида Алимджана и Зульфии мы заслуженно можем гордиться и должны рассказывать о ней миру.
— Это была единоразовая акция, или вы хотите продолжать работу в сфере кино?
— Это первый проект новой компании BWG Production. Она нацелена на производство кино, музыки и другого контента, связанного с нашим культурным наследием. Могу смело сказать, что BWG — это уютная команда единомышленников. К примеру, в новых музыкальных проектах компании за саунд продакшн будет отвечать Kyamran Silence. Мы очень долго к этому шли, и, наконец, шаг за шагом, мечты начинают сбываться. Я очень рад, что мы с друзьями смотрим в одну сторону, это очень важно. Такая атмосфера позволяет творить. Это не единоразовая акция, уверен, это начало большого путешествия BWG Production.
— Кто помогал и был задействован в создании фильма?
— Без BWG Production фильм не был бы создан. Что касается творческих моментов, это очень большое количество людей. В кино нет места местоимению «я», это всегда «мы». Над фильмом работали десятки человек, я благодарен каждому, кто был причастен к его созданию. Очень большую помощь оказали родственники Хамида Алимджана и Зульфии Гульчехра Азимова и Лола Мухитдинова. Лола опа проделала колоссальную работу, за что ей большой поклон. Творческая группа сложилась прекрасная: оператор Сарвар Сабиров, монтажер Шерзод Максутов, художники Азиза Кариева, Надежда Риксиева, аниматор Зилола Хамидова, абсолютно все кто вложил частичку своей души в производство. Я рад, что у нас сложилась особенная музыкальная химия с Маратом Максуди. Он чутко прочувствовал все задачи, ведь для меня было важно, чтобы поэзия Хамида Алимджана и Зульфии гармонично переплеталась с музыкой. Конечно, замечательные артисты: Гавхар Закирова, Севара Назархан, Рустам Сагдуллаев, Адиз Раджабов, Юлдуз Раджабова, Бабур Юлдашев, Хасан Салихов, все герои фильма, рассказавшие свои истории.
Ганиджан Икрамов, Алмаз Ахмедова, Мастура Исхакова, Геннадий Чагин. Не могу не упомянуть Тамару Санаеву и свою маму, за ее помощь и поддержку. Список людей, причастных к фильму огромный, боюсь забыть кого-то упомянуть.
— Насколько сложной для вас оказалась режиссерская работа?
— Я считаю, что профессия режиссера одна из самых непростых. Конечно, было сложно. Постоянные сомнения, бессонные ночи, бесконечные вопросы, а все ли ты делаешь правильно. Я очень рефлексирующий человек. Завидую людям, которые воспринимают жизнь спокойней. К тому же для меня работа над этим проектом была челленджем для самого себя. 14 лет назад я снял свой первый фильм и это был грандиозный провал. Как результат — депрессия и твердое убеждение в том, что я больше никогда не буду ничего снимать. Понадобились годы работы над собой, чтобы я вновь решился на этот шаг. Помню, как еще будучи в Москве, решил пройти этапы кино и телепроизводства, таскал кабель за оператором, бегал ассистентом на съемках документальных фильмов, работал администратором по площадке.
— Узбекский кинематограф, как вы к нему относитесь?
— Неоднозначно. Есть хорошие фильмы, но их крайне мало. В нашем кинематографе много проблем, в документальном кино тем более. Многие путают его с телепередачей. Во всем мире documentaries — приоритетный жанр, у нас же все, что «неигровое», будь-то блог или репортаж приравнивают к документалистике.
— Как вам кажется, в чем проблемы нашего кинопроцесса? Почему в Узбекистане сегодня так мало снимают хорошего качественного кино? Что и почему пошло не так? У нас же отличная база учителей была и есть, хотя редеют ряды: Али Хамраев, Шухрат Аббасов, Зульфикар Мусаков, но остается их наследие. Или Такое кино уже не актуально в Узбекистане?
— У любого произведения искусства, будь то музыка, живопись или кино нет срока давности. Фильмы Хамраева, Ишмухамедова, Аббасова и других мэтров это действительно наследие нашего киноискусства, признанное во всем мире. Я не хочу казаться снобом, но сегодня в нашей киноиндустрии людей такого уровня нет. Почему сегодня мало качественного кино? Это очень сложный, многогранный и больной вопрос, на мой взгляд. Слишком много факторов, чтобы ответить однозначно. Среди очевидных: приоритет количества над качеством, вторичность, недостаток образования, дефицит профессионалов, множество случайных людей в профессии, обладающих единственным талантом пускать пыль в глаза, узкий кругозор, ограничения по типу «можно-нельзя», халатное отношение к бюджетам, желание купить «Мерседес» по цене «Нексии». Этот список можно продолжать и продолжать.
К тому же многие вместо того, чтобы сконцентрироваться на главном — снимать кино и поддерживать друг друга, вовлекаются в какие-то нелепые интриги.
— На ваш взгляд, что нужно, чтобы поднять узбекский кинематограф на другой уровень?
— На мой скромный взгляд, должна быть проделана огромная работа. Слишком долго наш кинематограф находился в стагнации. Возможно выскажу непопулярное мнение, но мне кажется, в последнее время руководство «Узбеккино» старается изменить ситуацию. Отправляют ребят на учебу во ВГИК, обнародовали бюджеты, что казалось немыслимым еще недавно, появляется активность в производстве фильмов, в том числе документальных, налаживаются связи с другими странами. Вопросы к качеству остаются прежними, но любое путешествие начинается с первого шага.
Отвечая на вопрос, считаю: чтобы поднять наш кинематограф на другой уровень в первую очередь требуется отказ от устаревших, изживших себя клише, открытость миру, минимум «худсоветов» и бюрократии, много работы над собой, образование, образование, еще раз образование, жесткая дисциплина на площадке. У нас почему-то любят жить по принципу «и так сойдет» или «все равно заплатят». Это возвращает нас к вопросу о скудном количестве профессионалов, а соответственно небольшой конкуренции. Я слабо себе представляю в Москве звукооператора или художника, опаздывающего на площадку на два часа. Все эти факторы в совокупности плюс еще с десяток других, говорить о которых можно еще три интервью, медленно, но верно исправят ситуацию.
— Какое кино смотрите вы? Каким жанрам вы отдаете предпочтение и если говорить о любимых режиссерах, то кто они и почему?
— Абсолютно разное. Не только полный метр, но и сериалы. Сейчас индустрия сериалов переживает невероятный подъем, сериалы становятся произведением искусства, ничем не уступая полнометражному кино. Как и документалистика. Посмотрите на тот же Netflix, какой весомый процент качественного documentaries там представлен. Сегодня документальное кино актуальнее некуда. Я люблю добротные коммерческие ленты, восхищаюсь вселенной Стэна Ли, обожаю качественные триллеры. Одним словом, я всеяден, если это сделано здорово. А если говорить о режиссерах, повлиявших на мое мировоззрение, то это Линч, Тарантино, Бергман, Кустурица, Кубрик, Скорсезе, Коппола и другие режиссеры, поцелованные богом, те, кто не побоялся расширить границы, изменил кино. Стыдно признаться, до сих пор не смог постичь всю глубину Тарковского, но как «художник от кинематографа» он один из самых выдающихся в истории.
— Если выделить топ 5 рекомендаций к просмотру от Руслана Салиева, то каким они будут?
— С вашего позволения, навскидку, то, что смотрел недавно.
«Дьявол по соседству». Выдающийся документальный сериал. Волосы дыбом от первой до последней секунды. Когда ты понимаешь, что это реальная история, еще день приходишь в себя.
«Эйфория». Для многих этот сериал кажется крайне противоречивым, грязным и ужасающим, но это реальность для многих подростков мира, без плюшевых мишек и розовых соплей. Хорошо бы знать, что происходит с твоим ребенком, а не прятаться за занавесом внешне благополучной семьи. Сэм Левинсон — абсолютное сценарное и режиссерское откровение для меня. К тому же саундтрек от Labrinth и потрясающая игра Zendaya. Одним словом, все слагаемые выдающейся работы.
«Сцены из супружеской жизни». Недавно пересмотрел этот шедевр Бергмана, наверное, в пятый раз. Он один из немногих кому удается передать атмосферу настолько, что, кажется, ты можешь физически прикоснуться к скуке, которую испытывают герои. Вот он, настоящий эффект присутствия.
«Очень странные дела». Пример того, что такое идеальный, во всех смыслах, сериал.
«Наша планета». Пожалуй, лучший документальный сериал о нашей планете, который я когда-либо видел. Абсолютный шедевр.
Беседу вела: Олия Таишева