back to top
27.8 C
Узбекистан
Четверг, 18 июля, 2024

КИЦ – не кич: бывший Культурно-информационный центр Интуриста ожидает реконструкция

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,530ПодписчикиПодписаться

Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана сообщил о проектере конструкции здания Информационно-культурного центра Интуриста (КИЦ).

Информация  о реконструкции заброшенного в последние годы здания в эти дни активно обсуждается в СМИ и в социальных сетях, и это не может не радовать. Наконец-то общественность удостоили чести узнать о проекте до его воплощения.   И увидеть, каким предстанет заброшенное и за последние годы не ремонтированное ни разу здание, чему послужит, как будет жить. 

Кстати, авторов здания КИЦ, построенного в 1986 году по проекту  ТашЗНИИЭП (Зональный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий), наградили Государственной премией. Строение находится непосредственно за гостиницей «Узбекистан». В нём рассчитывали  организовывать, в основном, досуг иностранных туристов.

В годы независимости в здании находился офис Государственного комитета по развитию туризма Узбекистана. Не раз бывала в кабинетах административной части здания. Довелось посидеть в узком кругу в кафе, заглянуть во внутренний дворик. В кино-концертном зале КИЦ на 500 зрителей смотрела фильмы Куросавы, «Покаяние» Абуладзе и другие малодоступные для советского зрителя киноленты.

Как сообщили в пресс-центре Фонда, после реконструкции общая площадь здания расширится до 10 338 квадратных метров, что обеспечит его большую функциональность. В нём откроются сразу два новых культурных учреждения: Французский культурный центр и Центр реставрации объектов культурного наследия. Оба учреждения созданы по инициативе Фонда развития культуры и искусства, офис которого также разместится в этом же здании.

Кроме того, здесь будет действовать библиотека, коворкинг-центр  и многое другое, что сделает его поистине новым, так нужным городу действующим культурно-информационным центром. Уникальной частью здания станет современный зал-трансформер для показа кинофильмов и концертных выступлений.  В просторный внутренний двор и кафе сможет войти каждый желающий, а не только те, кто здесь работает.

Отметим, что Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан регулярно поддерживает мероприятия в области изобразительного искусства, литературы, театра, музыки и хореографии, расширяя  международные культурные связи и продвигая культуру  Узбекистана на мировой арене, а также развивая меценатство в стране.  В числе проектов Фонда — реконструкция Государственного музея искусств, международный благотворительный забег Samarkand Half Marathon, открытие Центра современного искусства в Ташкенте, другие проекты.

В планах — проведение в ближайшие годы международных выставок, в том числе выставки в Музее Лувра в 2022 году. В Париже задумано представить более 300 экспонатов из различных собраний Узбекистана.

Фонд, к тому же, подписал меморандум с Национальным центром реставрации во Франции, специалисты которого станут консультантами по созданию Центра реставрации в Узбекистане. В научные и исследовательские работы  будут вовлечены не только реставраторы, но этнографы, историки, искусствоведы. Процесс реставрации будет проходить в открытом режиме – можно будет наблюдать за работами, а при желании обучиться профессии реставратора. Сочетание истории и современности даст свой результат и привлечет в музейное дело, полагают специалисты Фонда, молодую аудиторию. И тогда можно будет на деле взрастить новое поколение реставраторов, востребованных не только в Узбекистане, но и по всему миру.

Дизайн-проект здания создан основателем бюро Grace Екатериной Головатюк и миланским архитектором Джакомо Кантони. Портфолио этих известных архитекторов включает проект реконструкции Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и реконструкцию Музея «Гараж» в Москве под руководством Рема Колхаса (OMA).

Одна из главных задач проекта в Ташкенте, как заявили его авторы, по максимуму сохранить все самое ценное в этом здании, прежде всего —  первоначальный облик, используя новые приёмы и высокотехнологичные материалы. К примеру, кирпичную  кладку авторы проекта задумали защитить от воздействия климатических факторов полупрозрачными решетками из фиброволокна.

Мы побеседовали о предполагаемых в реконструкции новых приёмах и материалах с заслуженным архитектором Узбекистана Серго Сутягиным.

 — Когда-то у нас был большой Институт реставрации, — напомнил Серго Михайлович. — Он и занимался делами реставрации по всей    республике. Сейчас этого института нет. И то, что Фонд открывает Центр с лабораторией  реставрации, можно только приветствовать. Реставрация – очень серьёзная и тяжелая работа. Одно время начали делать современное «обляпывание» памятников архитектуры, выдавая это за реставрацию. Реставрировать памятники зодчества сложно, для этого надо быть специалистом. Это не замазать трещины раствором, не краской купол покрыть, не керамику любую вставить вместо утраченной. 
К сожалению, у нас плохо видно и слышно Управление по охране памятников.
Панорамный кинотеатр, проект которого я создал с группой архитекторов, тоже решили реконструировать. И никто за него в родном отечестве не вступился – лишь из-за океана голос прозвучал.  Очень  серьёзно отнесся к объявлению о реконструкции Панорамного Азамат Рамзитдинович Тохтаев —  Председатель Союза архитекторов  Узбекистана, некогда большой и влиятельной организации. Он сам позвонил руководству Национального агентства «Узбеккино» и договорился о встрече со мною как автором Панорамного.

На встрече, состоявшейся буквально на днях, я начал с того, что если я, архитектор, возьму фильм Шухрата Аббасова или Али Хамраева и скажу: мне вот это и это не нравится. Давайте уберём, заменим. Как вы отнесётесь к этому? Подумаете, что я сумасшедший. А я что должен думать, когда дают рекламу о реконструкции здания, которое я проектировал и строил, не согласовав с автором?  В других странах вас за это бы обанкротили. Но руководители «Узбеккино» меня успокоили,  сказав, что возрождается Ташкентский кинофестиваль, к нему намечена комплексная реконструкция, и меня пригласят для консультаций. Замечу, что дважды оргкомитет Ташкентского фестиваля располагался в КИЦе. И что для консультаций по проекту реконструкции здания КИЦ специалистов Союза архитекторов Узбекистана не приглашали.

Как архитектор полагаю, что при любом вмешательстве в облик города нужно привлекать Союз архитекторов как авторов или консультантов. У нас есть Президиум, Правление, я вхожу в эти структуры. И если автора какого-либо здания уже нет, мы можем привлечь другого архитектора. Это будет очень правильно.
КИЦ – это памятник архитектуры нашего времени, его можно отнести к ташкентскому модернизму,  и его нужно грамотно отреставрировать.  Почистить, упавшие кирпичи вставить, а не замазывать цементом, как иногда у нас делают. Президиум Союза архитекторов состоит из опытных архитекторов, и надо бы проект обсудить с ведущими специалистами. О каких полупрозрачных решетках из фиброволокна идёт речь? Зачем защищать кирпич? Может, и Регистан захотят сеткой из фиброволокна закрыть – он ведь  весь из кирпича!  Или минареты… Надо обязательно обсудить проект.

Наверное, есть резон в мнении заслуженного архитектора Узбекистана, автора уникальных сооружений XX столетия. Не лучше ли семь раз отмерить и проверить тот или иной проект реконструкции архитектурных объектов, как учили нас когда-то? Учесть традиции архитектуры, чтобы при соединении  прошлого с настоящим не сотворить кич вместо КИЦа.

Тамара Санаева
Фото предоставлены пресс-центром
Фонда развития культуры и искусства Узбекистана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Минэнерго назвало суммы компенсаций за установку солнечных панелей

 Часть расходов потребителей, оплативших полную стоимость, приобретших и установивших установки возобновляемых источников энергии, компенсируется за счет средств Межотраслевого фонда...

Больше похожих статей