В условиях пандемии коронавируса Туркменистан, Азербайджан и Афганистан принимают практические меры для активизации транспортного коридора Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция (Лазуритовый коридор).
В ноябре 2017 г. представители Афганистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции подписали соглашение о создании транспортного коридора «Лазуритовый» коридор («Ляпис лазурь»).
Как отмечает Turkmenportal.com, в настоящее время участники транспортного проекта работают над оптимизацией транспортно-логистического процесса, созданием равных для всех участников экономических и финансовых условий и введением единой ценовой политики для перевозки грузов по маршруту «Афганистан-Туркменистан-Азербайджан» и в обратном направлении.
Туркменистан для активизации транспортного коридора предлагает участникам проекта создать единый логистический центр. В случае реализации данной инициативы стороны создадут трёхстороннюю структуру, которая будет координировать транспортное сообщение по маршруту.
В данном контексте эксперты отмечают, что с августа т.г. активизировалась работа на афганском участке транспортного проекта. Как передаёт Reuters, на сегодняшней день ведётся работа по созданию в афганских населённых пунктах Акина и Тургунди станций для перевозки сухих грузов, которые расширят возможности транзита товаров и продукции. Также туркменская сторона продолжает работы по прокладке на территории Афганистана новой железнодорожной дороги Акина-Андхой протяжённостью 35 км, который, в свою очередь, имеет транспортные выходы прямо до Кабула и Герата.
Отмечается, что Акина-Андхой откроет новые возможности для развития экономики ИРА, а также выхода афганских продуктов на мировой рынок. В перспективе эту железнодорожную ветку планируется продлить до границы с Таджикистаном с дальнейшим выходом на КНР.
Эксперты подчёркивают, что полноценный запуск транспортного проекта в перспективе позволит, во-первых, расширить Афганистану альтернативные транзитные пути для экспорта своих продуктов, во-вторых, окажет существенное содействие странам Центральной Азии стать важным звеном международных транспортных коридоров, проходящих по направлениям Север-Юг и Восток-Запад.