back to top
10.2 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Как Кыргызстан изменяет стратегию управления госдолгом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

На фоне пандемии коронавируса власти Кыргызстана намерены наращивать внешний долг, но на новых условиях. По оценкам экспертов, особенности текущей внешнеэкономической конъюнктуры и последствия распространения COVID-19 привели к: а) сокращению объёмов денежных переводов трудовых мигрантов; б) снижению уровня экспорта; в) росту безработицы; г) серьёзному удару по малому бизнесу.

Для того, чтобы выправить ситуацию, власти Кыргызстана будут вынуждены привлекать в госбюджет дополнительные средства в виде кредитов. При этом, согласно данным Министерства финансов Кыргызстана, в первой половине 2020 г. внешний и внутренний долг государства в совокупности вырос на 200 млн. долл. и увеличился до 4,8 млрд. долл., что составил 62,3% ВВП (7,7 млрд. долл.). Размер внешнего долга достиг рекордного показателя за последние 2,5 года – 4,1 млрд. долл.

Отмечается, что рост объёма долга приведёт к новым трудностям при его обслуживании. Как отмечают аналитики, это приведёт к тому, что обслуживание госдолга вырастет до 10,9% ВВП по сравнению с 4,5% в 2019 г.

В этой связи правительством Кыргызстана была разработана новая Стратегия по управлению госдолгом на 2020-2023 гг. Согласно Стратегии, правительство КР намерено продолжить наращивать внешний долг, т.к. новые заимствования, по мнению авторов документа, необходимы, но привлекаться они будут «в наиболее приоритетные программы и проекты, которые будут содействовать экономическому росту республики».

Основными моментами новой Стратегии являются следующие.

Во-первыхправительство Кыргызстана намерено прекратить брать краткосрочные кредиты на 5 лет в целях облегчить бремя внешнего долга. При этом руководство страны предпочитает получать льготные долгосрочные кредиты и особенно гранты.

Во-вторых, правительство не намерено заимствовать средства через выпуск и размещение на внешних финансовых рынках облигаций в иностранной валюте, учитывая текущие размеры внешнего долга и во избежание потенциально высоких издержек и рисков.

В-третьихустановка лимита на задолженность перед одним кредитором. Для диверсификации портфеля внешнего долга и сокращения потенциальных рисков, связанных с концентрацией внешнего долга у одного заёмщика, новая Стратегия устанавливает 50% лимит на задолженность перед одним кредитором. На данный момент к этому пределу максимально подошёл Эксимбанк Китая, на долю которого приходится 43,2% внешнего долга Кыргызстана.

В-четвертыхКыргызстан будет брать новые кредиты, только если грант-элементы в них будут составлять минимум 35% от общей суммы займа. Это же касается и реализации проектов государственных инвестиций за счёт займов из нескольких источников. Как отмечают эксперты, одной из основных задач и прямых обязанностей правительства являются работа в этом направлении и поиск выгодных кредитных условий.

Отмечается, что доноры и, прежде всего, международные финансовые институты не ищут выгоды от кредитования развивающихся стран. Их задача – оказать эффективную помощь, а не заработать на бедных странах. Они считают своей выгодой обеспечение и продвижение общемировых ценностей, решение общемировых проблем, таких как экология, сокращение отставания бедных стран от развитых.

В-пятыхустановлены новые требования к внутренним займам. Привлечение государственных внутренних заимствований будет производиться только через аукционы. Правительство продолжит мероприятия по увеличению общего срока обращения государственных ценных бумаг путём наращивания удельного веса гособлигаций со сроком обращения 10 лет. В то же время Кыргызстан временно откажется от предоставления государственных долговых гарантий.

В целом, как прогнозируют эксперты, в ближайшие несколько лет ситуация с внешним долгом в Кыргызстане будет ухудшаться. По прогнозам экспертов, госдолг Кыргызстана к концу т.г. может приблизиться к 5 млрд. долл. Также, согласно базовому сценарию Евразийского фонда стабилизации и развития, к декабрю 2020 г. государственный долг республики может составить 65,3% к ВВП.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей