Вследствие негативных последствий пандемии треть крупнейших компаний США и ЕС в высокотехнологичной сфере заняты вопросами переноса своих производств из Китая.
В течение 5 лет эти структуры планируют потратить 1 трлн. долл. на вывод производственных мощностей из этой страны.
Такого рода тенденцию в глобальной экономике эксперты связывают, прежде всего, с торговой войной между США и Китаем, а также конкуренцией этих стран в сфере высоких технологий (IT), которая обострилась на фоне пандемии. Сокращение западных компаний и ограничение доступа к их технологиям должно, в целом, притормозить китайское продвижение в технологическом секторе.
Комментируя складывающуюся ситуацию и реакцию Пекина на тенденцию ухода из страны западных производств и попытки США по ограничению сотрудничества в IT сфере, эксперты обращают внимание на следующее.
- Большая часть иностранных компаний, в т.ч. высокотехнологичных, скорее не уходят из Китая, а пытаются частично диверсифицировать своих поставщиков. Многие из них оставляют китайских поставщиков, т.к. без них в настоящее время невозможно обеспечить необходимые объёмы поставок. Компании решают расширить географию производства, чтобы подстраховаться при возникновении глобальных рисков.
2. Перенос предприятий вызван также ростом стоимости производства товаров и компонентов в Китае вследствие увеличения цен на китайском рынке труда. Как следствие, владельцы предприятий стараются переносить производство в те страны, где можно выиграть на оплате труда.
Реагируя на стратегию западных стран по ограничению сотрудничества в IT сфере, Пекин разработал программу по стимулированию внутреннего спроса и, соответственно, внутреннего производства, прежде всего в сфере высоких технологий.
По данным Китайского центра информационного развития промышленности (CCIID), 1,4 трлн. долл. будут потрачены до
2025 г. на развитие таких IT-секторов, как искусственный интеллект и Интернет вещей (IoT). В основе программы лежит реализация политики т.н. технологического национализма – китайские IT-компании, сейчас больше известные только на территории КНР, должны стать глобальными брендами. Причём,
в основном, за счёт американских конкурентов.
В целом эксперты отмечают, что КНР твёрдо намерена стать мировым лидером в области высоких технологий. Политика ухода западных компаний не отразится на статусе Китая, как «мировой фабрики».