В целях устранения системных проблем и недостатков в сфере, а также проведения институциональных реформ путем внедрения информационных технологий принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур».
Какие новшества предусматривает этот Указ Президента?
Во-первых, впервые порядок уведомления внедряется как отдельный институт.
При направлении уведомления физические и юридические лица берут на себя обязательство соблюдать требования и условия, установленные законодательством, а также подтверждают, что их деятельность соответствует установленным требованиям. При этом, для начала деятельности
или осуществлении действия не требуется рассмотрения документов
и принятие решения уполномоченным органом.
В частности, путем уведомления уполномоченного органа можно будет начать деятельность по внешкольному образованию, ломбарда, ветеринарно-лечебную, розничную торговлю алкогольной продукцией и др.
Во-вторых, существенно сокращается количество видов деятельности, требующих получение лицензии и разрешения.
Исключается из лицензирования виды деятельности, которые не нанесут вред здоровью человека и обществу, а также перевести отдельные виды деятельности с низким уровнем риска на альтернативные методы регулирования. При этом, некоторые виды лицензий и разрешений отменяются путем применения «регуляторной гильотины».
Согласно проекту Указа, около 70 лицензируемых видов деятельности и 35 разрешений отменяются и переводятся на альтернативные методы регулирования.
В результате сокращения количества лицензий и разрешений предприниматели сэкономят более 45 млрд. сум в год.
В данном направлении отменяется лицензирование аудиторской, оценочной, риэлторской деятельности, по изготовлению фонограмм, городская, пригородная и междугородная перевозка грузов автомобильным транспортом. Также, отменяется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, на занятие тренерской деятельностью, паспорт спортивного сооружения.
В-третьих, лицензионные разрешительные и уведомительные процедуры будут полностью цифровизированы.
Для этого будет разработана информационная система «Лицензия»
и налажена практика подачи документов, рассмотрения и выдачи всех видов лицензий, разрешений и уведомлений через единый портал.
Устанавливается, что обращение, отправка документов уполномоченным органам будет осуществляться только в электронном виде.
Также, если для выдачи лицензии будет необходимо получение справок или иных документов, выдаваемых другим органом,
то уполномоченный орган без участия предпринимателя самостоятельно через единую систему будет получать данные документы.
В документе предусматривается отказ от практики оформления лицензий и разрешений на специальных бланках и полный переход к выдаче электронных документов с проставленным QR-кодом.
В результате будет ограничено возникновение случаев коррупции при осуществлении административных процедур, у предпринимателей не будет временных и денежных затрат, связанных с их приездом-отъездом
в город Ташкент, кроме того, удастся сэкономить средства в размере более 13 млрд. сум, направляемых государственными органами на изготовление специальных бланков, а также 3,5 млн. шт. бумаги.
Министерством юстиции на разработку данной информационной системы и программы привлечены грантовые средства.
В-четвертых, в Указе предусматривается широкомасштабное упрощение бизнес-процессов и административных процедур.
Лицензионные требования и условия пересмотрены с точки зрения сокращения правил, ограничивающих конкуренцию, в том числе условий препятствующих вхождению к рынку товаров и услуг.
В частности, будут реализованы мероприятия, направленные на дальнейшее сокращение и упрощение процедур по выдаче 115 видов лицензий и разрешений, а также сокращены сроки оформления документов
по 14 видам деятельности.
В-пятых, теперь вопрос аннулирования и прекращения лицензии или разрешения по инициативе уполномоченного органа решается только в судебном порядке.
Вместе с тем, если заявления о выдаче лицензии не рассматриваются в срок, то с согласия субъекта предпринимательства ему автоматически выдается лицензия или разрешение. Такая возможность будет предусмотрена в информационной системе «Лицензия».
В-шестых, отменяется право государственных унитарных предприятий и учреждений на осуществление лицензируемой деятельности без получения соответствующей лицензии.
Данное правило привело к доминированию государственных предприятий над частными предпринимателями, созданию неравных условий на рынке, а также монопольному положению государственных предприятий. Вместе с тем, возникли также такие негативные последствия, как невозможность осуществления контроля за соблюдением данными организациями лицензионных требований и условий. Согласно документу, вышеуказанные организации должны до конца текущего года принять меры по оформлению соответствующих лицензий.
В седьмых, будут приняты меры по систематизации
и кодификации законодательства, регулирующего отношения в сфере разрешительных процедур, а также снижению нормативной нагрузки.
В частности, будет разработан единый проект закона путем объединения законов «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятого 20 лет назад, и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности».
Кроме того, внедряются паспорта лицензий и разрешений. В результате у предпринимателей не будет надобности читать объемные положения. Основная информация и требования для начала деятельности будут содержаться в одном документе – паспорте.
Вместе с тем, создаются условия для проведения реформ системы лицензирования и разрешительных процедур не на единоразовой, а регулярной и результативной основе.
Таким образом, Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур» является очень важным, новым и имеющим современные решения документом, комплексно охватывающим все вопросы, а также направленным на кардинальное упрощение данной сферы в нашей стране.
Заместитель начальника управления Министерства юстиции
Жавохир Кулизода