Зарубежные эксперты продолжают фиксировать непрекращающийся рост беспрецедентного уровня ухудшения американо-китайских отношений. Отмечается, что динамика конфронтации между КНР и США постепенно переходит в более острую фазу и создается почва для возникновения новой биполярности в мире.
- 23 июля т.г. в калифорнийской библиотеке им. Р.Никсона госсекретарь США М.Помпео выступил с резкой критикой в адрес компартии КНР и призывом к миру положить конец попыткам Пекина подорвать мировой порядок.По его словам, Запад не может доверять режиму, цель которого «глобальная гегемония китайского коммунизма». Он также предложил создать новый альянс демократий для противостояния КНР.
Как подчёркивают обозреватели ведущей американской газеты The New York Times, речь М.Помпео стала итогом обострения соперничества между Пекином и Вашингтоном в течение последних месяцев.
Справочно. 20 мая т.г. Белый дом опубликовал стратегический подход в отношении КНР, формулирующий на 61 странице политику сдерживания Китая. 17 июня т.г. президент Д.Трамп подписал закон о санкциях против китайских чиновников из-за ситуации в Синьцзян-Уйгурском и Тибетском автономных районах. 25 июня т.г. США и ЕС создали постоянный формат консультаций для обсуждения угрозы западной демократии со стороны КНР. 14 июля т.г. США ввели санкции против Китая и отменили режим особых отношений с Гонконгом из-за принятия КНР закона о безопасности города. 21 июля т.г. госдеп США принял решение закрыть консульство КНР в Хьюстоне.
Комментируя вышеуказанные действия США, глава МИД Китая Ван И заявил, что «Вашингтон уже лишился разума, какой-либо нравственности и доверия». По его словам, «Пекин жестко ответит на любые проявления гегемонии и несправедливые выпады Соединенных Штатов в адрес Китая».
25 июля т.г. Пекин потребовал от США прекратить работу консульства в китайском городе Чэнду. 15 июля т.г. Китай ввел ответные санкции в отношении ряда американских чиновников в ответ на санкции, принятые США из-за притеснения уйгуров.
- Как констатируют аналитики британского мозгового центра Chatham house, на фоне последних событий конфронтационный характер отношений между КНР и США приобретает затяжной и необратимый характер.
Согласно мнению президента американского Совета по международным делам Р.Хааса, резкое обострение двустронных отношений между сторонами, в первую очередь, связано с предвыборной риторикой в США. Однако, по его оценкам, курс Вашингтона на стратегическую конкуренцию с Пекином будет продолжен вне зависимости от результатов президентских выборов и в будущем нормализации отношений между державами не предвидится. Пандемия COVID-19 усилила позиции тех, кто выступает в США за сдерживание Китая, а также китайско-американского «разрыва».
Как пишет издание World Politics Review, несмотря на существенные различия взглядов демократической и республиканской партий США по внутренним и внешним вопросам, сегодня между ними сформировался межпартийный консенсус, согласно которому Китай является главным стратегическим соперником Вашингтона на международной арене. При этом, по данным опроса американского центра Pew Research Center, в настоящее время 63% граждан США также считают КНР главной угрозой для страны.
Эксперты аналитического центра Carnegie Foundation отмечают, что рост напряженности в американо-китайских отношениях также связан с глобальными геополитическими амбициями председателя КНР Си Цзиньпина. Сегодня китайский лидер придает особое значение и считает важнейший задачей повышение влияния и статуса Пекина на международной арене.
В этом контексте он воспринимает стратегическую конкуренцию с США как безотлагательную задачу.
В этом контексте, как указывают аналитики Jamestown Foundation, деградация китайско-американских отношений становится ключевой проблемой постпандемического миропорядка.
- Согласно мнению зарубежных экспертов, конфронтационная динамика в американо-китайских отношениях будет усиливаться в следующих направлениях.
Во-первых, в экономической сфере.Товарооборот между США и КНР продолжает снижаться ежегодно (в 2019 г. взаимная торговля достигла 541,22 млрд. долл., что на 14% меньше по сравнению с 2018 г.). Стороны последовательно проводят политику разрыва торговых связей, например, вводят взаимные протекционистские меры в виде торговых санкций и повышения пошлин, усиливают контроль над инвестициями. На этом фоне Д.Трампзаявил, что США сохраняют возможность «полного разъединения» экономики с КНР.
Во-вторых, в сфере информационных технологий. Вашингтон рассматривает китайские ИТ компании (Huawei, ZTE) и программы, как прямой вызов нынешнему доминирующему положению США в сфере технологий и вводят санкции против этих компаний. В свою очередь, КНР в рамках программы развития «Сделано в Китае 2025», намерен превратить страну в «научную и технологичную сверхдержаву» независимую от иностранных технологий. При этом аналитики утверждают, что между США и КНР происходит глубокий технологический разрыв, что может существенно ограничить международное научное и техническое сотрудничество и нанесет ущерб инновациям во всем мире.
В-третьих, конкуренция за международный авторитет.Пекин и Вашингтон проводят активную «дипломатию масок», протянув руку помощи различным странам. С начала пандемии КНР направил гуманитарную помощь более чем 150 странам, а США направили финансовую помощь 64 странам. Китай целенаправленно заполняет вакуум в международных структурах, после выхода США из них или прекращения финансирования.
В данном контексте отмечается, что дипломатическая война между США и КНР за влияние в отдельных регионах и международных институтах ещё больше усилится в ближайшей перспективе.
В-четвертых, гонка вооружений.Согласно данным СИПРИ, в 2019 г. общий объем мировых военных расходов впервые достиг 1,9 трлн. долл. и показал самый значительный ежегодный рост за десятилетие, на что повлияло заметное увеличение военных расходов КНР (в 2019 г. увеличился на 32,9% и составил 261 млрд. долл. по сравнению с 2018 г.) и США (в 2019 г. – 725,5 млрд. долл. – рост на 2,5%). Китай и США продолжают игнорировать международные правовые нормы в сфере безопасности (например, ДРСМД). Согласно мнению аналитиков, две страны давно начали гонку вооружений, и эта конкуренция способствует началу новой холодной войны.
В целом, как отмечают эксперты, стратегическое противостояние КНР и США в разных направлениях неизбежно будет усиливаться в ближайшей перспективе, и оно станет новой нормальностью в международных отношениях. Соперничество двух держав приведёт к разрыву цепочек поставок, неуправляемому неравенству в сфере технологий. При этом развивающиеся государства будут поставлены перед необходимостью выбора одной из сторон в этой конфронтации.