В повседневной жизни каждый человек довольно часто сталкивается с проблемными ситуациями в сфере бытового обслуживания. Например, плохо помыли машину в автомойке, автомастерские в срок не отремонтировали машину, в сфере услуг проката различных товаров нет гарантий для потребителя и т.д.
Защищая законные интересы граждан, Агентство по защите прав потребителя в процессе возникновения спорных и конфликтных ситуаций в данной сфере, не раз сталкивается со сложностями в их разрешении, так как для этого нет прочного законодательного фундамента.
Действующий документ (Правила бытового обслуживания населения Республики Узбекистан) принят еще 25 лет назад. Последний раз в Правила были внесены изменения лишь в 2014 году, они не носили серьезного характера, поэтому данные правила не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
Важно отметить, что действующие Правила противоречат Закону «О защите прав потребителей». Так, например, в случае порчи или утраты вещи, переданной для оказания услуги или выполнения работы, исполнитель по действующим правилам обязан лишь заменить данную вещь таким же изделием либо возместить ее стоимость потребителю.
По Закону же у потребителя права намного шире, и он имеет право требовать аналогичную вещь, или в случае невозможности исполнителя сделать это – требовать возместить двукратную стоимость переданной вещи.
Также действующие Правила устанавливают порядок, в соответствии с которым за услуги по изготовлению и ремонту мебели, ремонту и строительству жилых и нежилых помещений, изготовлению обуви и индпошиву одежды заказчик должен при оформлении заказа внести аванс в размере 50% стоимости работ, за услуги ремонта сложнобытовой техники аванс в размере 15% стоимости работ, за обслуживание торжественных мероприятий, ритуальные услуги, обучение населения на курсах осуществлять оплату за один месяц вперед, услуги химчистки, стирки белья, студий звукозаписи, транспортные, справочно-информационные – оплачиваются полностью при оформлении заказа.
Эти нормы также противоречат Закону, в соответствии с которым форма и порядок взаиморасчетов определяются свободно на договорной основе. Такие примеры можно приводить и дальше.
Эти противоречия, в первую очередь, связаны с тем, что данные Правила были приняты в 1995 году, тогда как Закон «О защите прав потребителей» был принят в 1996 году.
Другая причина – в отсутствии уполномоченного органа в сфере оказания бытовых услуг населению.
По итогам изучения, Агентством было принято решение не вносить изменения в действующие Правила, а разработать новые в соответствии с передовым опытом стран СНГ в данном вопросе.
Проектом правил планируется дополнительно охватить такие сферы, как автомойки и автомастерские, банно-оздоровительные комплексы, косметические процедуры, услуги проката различных товаров, клининговые услуги и т.д.
Во всех сферах бытового обслуживания обязательным станет:
оформление договора или квитанции;
использование для выполнения заказа материалов, соответствие которых установленным требованиям подтверждено сертификатом соответствия (для материалов, подлежащих обязательной сертификации);
предоставление потребителю отчета об израсходовании материала и возврат его остатка, либо с согласия потребителя уменьшение цены работы;
указание в договоре или квитанции характеристик и имеющихся недостатков в вещи передаваемой исполнителю;
проверка пробы ювелирных изделий, принимаемых исполнителем для дальнейшего ремонта или изготовления новых изделий непосредственно при потребителе.