back to top
15.1 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Анвар Эргашев. Памяти солнечного человека

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
В апреле композитору, дирижеру, заслуженному деятелю искусств Узбекистана, лауреату Государственной премии Анвару Эргашеву (19.04.1954 – 8.08.2020) исполнилось 66 лет, а вчера он ушел в Вечность… В это невозможно поверить. Его внезапный уход стал шоком для тех, кто был знаком с ним, знал его музыку и имел счастье с ним общаться. Его присутствие в нашей жизни всегда было гарантом надежности, хотя сам он был скромным интеллигентом, абсолютно не публичным человеком, никогда не претендовавшим на первые роли, где бы он не находился. Анвар Юлдашевич, а для меня, как и для многих из его окружения, просто Анварчик, был невероятно солнечным и очень добрым другом, душевный свет которого преображал все, к чему бы он ни прикасался. Человек-улыбка, человек-радость, яркий и лучезарный. Еще в консерватории было видно, что он «отмечен Богом».

Ему удавалось все – балеты («Хумо» и «Чеховиана»), оперетты («Крошка», «Наша Майсара», «Невеста Хлестакова»), мюзиклы («Солнце над мельницей», «Королева змей», «12 месяцев», «Сказка зимнего леса», «Снежная королева», «Тысяча и одна ночь»). Все эти сценические произведения ставились в различных театрах Узбекистана и находили отклик у широкого зрителя разных возрастов.  Его творческие сферы сфокусированы и в жанре концерта и инструментальной музыки, а также песни и саундтреков к  драматическим и музыкальным спектаклям, художественным и документальным кинофильмам. Помимо этого он является автором «Гимна Конституции» и «Гимна Офарин». И все-таки главным делом Анвара Эргашева была киномузыка, огромное количество которой он написал для замечательных фильмов, среди которых – «Вечера в белом домике», «Верни мою звезду», «Бомба», «Битва трех королей», «Шариф и Маъриф», «Ангел в огне» и другие. Последней работой композитора стал фильм «101», премьера которого состоялась несколько месяцев назад.

Его музыка запоминается сразу, ведь Эргашев был одним из лучших наших мелодистов, и музыка его уже давно вошла в музыкальную жизнь Узбекистана. Она часто звучит в классических и эстрадных концертах, в различных театрах, на фестивалях и конкурсах. В ней много жизни, темперамента, лирики, творческой фантазии и оригинальных музыкальных решений.

Анвар Эргашев получил прекрасное музыкальное образование, фундамент которому заложил его отец Юлдаш Эргашев – заслуженный работник культуры Узбекистана, выпускник Института военных дирижеров при Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского, дирижер духового военного оркестра и один из основателей музыкального училища в Фергане. В доме постоянно звучала классическая музыка, как зарубежная, русская, так и национальная. Любила ее и мама Азиза-опа. Всю свою жизнь она посвятила своей семье и была трепетной хранительницей ее очага. Оба родителя, увидев незаурядное дарование своего сына, определили его в Ферганскую детскую музыкальную школу №1 по классу фортепиано к Т.И.Орловой, после окончания, которой последовало поступление в музыкальное училище, где Анвар учился в классе специального фортепиано И.Г.Вышловой. Здесь же он увлекся композицией, написав свой первый лирический опус Прелюдию для фортепиано, которую, как и последующие произведения, сочиненные в тот период, успешно исполнял на концертах. Затем было поступление, в 1972 году, в Ташкентскую консерваторию сразу на два факультета: исполнительский по классу фортепиано доцента Б.В.Евлампиева и композиторский, где его наставником стал известный композитор М.Таджиев. Правда совмещаться учебу оказалось сложно и композицию пришлось отложить до 1980-го года, когда он вновь вернулся в класс своего мэтра. Ну а в третий раз, Анвар Эргашев стал студентом консерватории в 1994 году, поступив на отделение оперно-симфонического дирижирования, где обучался азам профессии дирижера у двух профессоров – народного артиста Узбекистана З.Хакназарова и заслуженного артиста республики К.Усманова. До конца жизни он с чувством огромной благодарности вспоминал всех своих педагогов, способствовавших его становлению.

Общение с Анваром всегда доставляло особое удовольствие. Помню, как он работал с моей дочерью над Вторым фортепианным концертом Ф.Листа. Для него это был рядовой концерт, а для нее дебют с симфоническим оркестром. Естественно, юная пианистка волновалась, а маэстро верил в нее, как и в каждого своего солиста, вдохновляя во время репетиций на уверенность и совместное творчество. В итоге концерт прозвучал великолепно. Между исполнителями и залом с первых минут возник контакт. Слушатели воодушевленно внимали. Прекрасно звучал в тот вечер Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Анвара Эргашева. А овации в финале, цветы солистке и дирижеру, крики «браво» свидетельствовали об успехе. Впоследствии они не раз выходили вместе на сцену с фортепианными опусами Бетховена, Моцарта, Шостаковича.

Мы всей семьей ходили на его концерты, когда он был главным дирижером Национального симфонического оркестра, а потом и на спектакли нашего Большого театра, которыми он дирижировал – «Хумо», «Раймонда», «Сельская честь», «Флория Тоска», «Паяцы», «Спящая красавица». А в руках у него всегда была дирижерская палочка, подаренная горячо любимой мамой, которую он хранил, как самую бесценную реликвию.

Анвар был прекрасным семьянином. Они с женой Намуной, музыковедом по специальности, построили дом, воспитали троих сыновей, дали им прекрасное образование, женили. Дети подарили им внуков, которых оба обожали. Впереди у них было много планов и идей…

Сегодня, с невероятным теплом, я вспоминаю наши встречи как обозначенные, так и случайные. Вот он с неизменной улыбкой перемещается по коридорам нашей Alma Mater, остановился с коллегой, узнал, как дела, а через несколько минут уже приободряет студента, заряжая радостью и легкостью. А вот я захожу в наш любимый Большой театр и передо мной знакомое улыбающееся, открытое лицо Анварчика, который искренне всем радуется, излучая желание добра и мира, изливая на всех свое дружелюбие. Он был влюбленным в музыку, жизнь, родителей, семью, друзей, коллег. Очень горько осознавать, что он уже никогда тебя не обнимет, не скажет, комплимента, проникая своей лучезарной улыбкой прямо в сердце…

Как же рано ты ушел, Анварчик! Ушел безвременно! Ушел, не завершив намеченного как в искусстве, так и в жизни! Твой прерванный полет – утрата жесточайшая и абсолютно невосполнимая. Ты служил профессии высоко и нравственно, оставив о себе самую добрую память. Наша семья потеряла близкого друга, с которым мы были рядом и профессионально, и человечески на протяжении многих лет. Ты, как и твоя музыка, навсегда останешься в наших сердцах. Мы будем тебя помнить, наш солнечный друг! Светлая тебе и вечная память…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Невосполнимая утрата творческого человека в искусстве. Очень жаль , что не смогли спасти такую личность.
    Искренние соболезнования семье и близким.
    Вечная светлая память Анвару Юлдашевичу

  2. Светлая память Вам Анвар ака. Жоиз жаннаттан булсин. Глубоко соболезную Его родным и близким. Светлый и хороший был человек.

  3. Светлая память Анвару Юлдашевичу, замечательному светлому Человеку и Музыканту! Лучше Инессы Сергеевны невозможно сказать…большая невосполнимая утрата.. Соболезнования семье. Вечная светлая память…

  4. Ваш комментарий ожидает модерации
    Обидно как… Я его знал. Скромный и талатливый был человек. Жаль. Худо рахмат кунад!

    Ответить

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Минздрав Узбекистана развеял слухи о новом вирусе

В последнее время в социальных сетях, включая Telegram, появились сообщения о якобы новом опасном вирусе в Ташкенте. Распространялась информация о том, что он преимущественно поражает детей и приводит к пневмонии. Министерство здравоохранения Узбекистана опровергло эти слухи, подчеркнув их безосновательность.

Больше похожих статей