История о том, как крутой кашкадарьинский предприниматель потерял хлопкозавод и подал в суд на главу Минсельхоза
Как сообщает информационная служба Министерства сельского хозяйства, исполнительный директор кашкадарьинского хлопкового кластера Sulton Tex Group Нурбек Эргашев подал жалобу в суд на заместителя премьер-министра Узбекистана Уктама Барноева, министра сельского хозяйства Жамшида Ходжаева и его первого заместителя министра Шухрата Тешаева.
Он просит суд признать незаконными некоторые действия вышеуказанных и других должностных лиц. Речь идет о поручении и принуждении Sulton Tex Group направить 5,6 млрд сумов кредитных средств, выделенных банком для выращивания хлопка-сырца, на подкормку пшеницы и ремонт зерноуборочного комбайна.
Sulton Tex Group был исключен из перечня хлопково-текстильных кластеров, у него изъят хлопкоочистительный завод и другие сооружения.
Пока суд да дело, министр сельского хозяйства Жамшид Ходжаев дал несколько разъяснений «Газете.uz».
Он, в частности, сообщил, что до настоящего времени в СМИ отражалась позиция в основном одной стороны — крупного предпринимателя Кашкадарьинской области, имеющего значительный потенциал в выстраивании современных цепочек создания добавленной стоимости в текстильной отрасли. Он оспаривает решение правительственной комиссии, состоявшей из 16 представителей компетентных министерств, ведомств и банков.
Но во всей этой истории есть интересы еще сотен фермерских хозяйств, вошедших в состав кластера, созданного Sulton Tex Group.
Глава Минсельхоза признал, что к сожалению, до сих пор нет нормативно-правовой базы, четко определяющей права и обязанности всех участников кластерной формы производства. По его словам, данное судебное дело показывает, какие еще реальные проблемы существуют у действующих кластеров, предприятий и фермерских хозяйств.
В конечном итоге, «кластеры» должны выстраивать взаимоотношения с фермерами на основе взаимовыгодных условий, а не только использовать их труд, земли и продукцию как дешевую рабочую силу и доступные ресурсы, отмечает Жамшид Ходжаев.
Глава Минсельхоза назвал ключевой момент: предусмотренное в ПКМ-744 от 19 сентября 2018 года введение кластерной формы производства в Каршинском районе Кашкадарьинской области на 1800 гектарах земли, включая 13500 гектаров фермерской земли, совершенно не означает, что все эти земли были переданы в тот момент частному предприятию Sulton Tex Group. Предприятие Sulton Tex Group действительно получило право в формате «кластерного производства» осуществлять деятельность на базе сотен самостоятельных фермерских хозяйств. Это около 400 субъектов и 13500 гектаров земель, принадлежащих этим субъектам на условиях их персонального договора аренды с государством. И это фермерские земли и их труд, а не предприятия Sulton Tex Group.
По мнению главы Минсельхоза, 5,6 млрд сумов, которые представлены всем как давление на Sulton Tex Group, стоит осмыслить и с позиции фермеров.
Земля у нас в стране многие десятилетия выдается в аренду фермерам под хлопок и параллельно пшеницу — две основные культуры, обеспечивающие севооборот. Фермеры ежегодно чередуют посев этих культур. В этом году из-за погодно-климатических условий для успешного получения урожая пшеницы фермерам срочно нужны были объемы удобрений сверх нормы. Традиционно в таких случаях фермеры перераспределяют средства, предназначенные на хлопок, и сводят баланс после сбора урожая пшеницы.
В данном случае, так как все кредитные средства должны были поступить на счета непосредственно кластеру, сумма в размере 5,6 млрд сумов была запрошена для фермеров у кластера с последующим погашением за счет урожая. Но просьба фермеров и в последующем местной администрации была отклонена кластером.
Дело в том, что льготные кредиты, предоставляемые государством, получают не напрямую фермеры, выращивающие хлопок, а непосредственно «кластер», который потом уже может направить эти средства на закупку материально-технических ресурсов и распределять их между фермерскими хозяйствами по своему усмотрению.
Создавшаяся ситуация с «кластером» Sulton Tex Group демонстрирует многим другим предприятиям, что необходимо выстраивать внутри своих «кластеров» в справедливые рыночные отношения с фермерами. У фермеров теперь есть выбор, альтернатива. Крупным предприятиям нужно заинтересовывать фермерские хозяйства, предлагать им агротехнические услуги, ресурсы и другое по привлекательной цене. Только тогда «кластеры», как показывают примеры во многих других регионах, будут действительно наиболее желанной формой сотрудничества для фермеров. И у них не будет стремления выйти из их состава.
Сегодня в республике функционирует 95 кластерных производств, сообщил глава Минсельхоза И Министерство сельского хозяйства всегда готово содействовать и фермерам, и крупным «кластерам», в том числе Sulton Tex Group, заключил Жамшид Ходжаев.
В.Новиков
Вот непонятно-кому мешали колхозы???Всё,абсолютно всё население кишлаков было ТРУДОУСТРОЕННО!В каждом колхозе были ирригатор,агроном,главный инженер,ветеринар!!!И сейчас,когда СИСТЕМА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА развалена в хлам,изобретают ничего не значащие «кластеры»!!!Дурдом…
Почитал обе позиции, алиби этого министра всего лишь отмазка