back to top
21.9 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Ташкент в творческой и личной биографии режиссера и его музы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Пять лет назад  на 82-м году жизни в Москве в  хирургическом отделении Боткинской больницы скончался от сердечной недостаточности известный кинорежиссер Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич. Местом его упокоения стало столичное Троекуровское кладбище.

Родился он в столице Узбекистана – Ташкенте, в котором прожил затем более трех десятилетий. Отец его, Эмиль Иосифович, потомок знатного шляхетского рода, поселился на далекой окраине советской страны, спасаясь от сталинских репрессий. Столбовой дворянской была и мать Георгия — Нина Ивановна Бутко, дочь полковника царской армии. Естественно, что государству рабочих и крестьян они оказались чуждыми и, более того, ненужными. Это обстоятельство и заставило семью «бывших» в целях самосохранения бежать в Ташкент, куда, по наивному разумению главы семейства, не могли дотянуться руки НКВД.

В Узбекистане, где в довоенное время нехватка квалифицированных специалистов ощущалась буквально во всех областях жизни, Эмиль Иосифович, выпускник   Киевской театральной академии, в предшествующие переезду в Ташкент годы, имел  большой опыт режиссерской работы в оперных театрах Киева и Харькова, Житомира, Одессы и Перми.   И потому вполне естественно, что здесь он был принят с распростертыми объятиями и   сразу же назначен главным режиссёром и художественным руководителем Ташкентского русского оперного театра им. Я. М. Свердлова. Одновременно Эмиль Юнгвальд-Хилькевич служил режиссером и в Узбекском музыкальном театре (ныне —Театр имени Мукими).

   Шесть лет спустя ставшего, по существу, основоположником узбекской оперы и снискавшего себе известность театрального деятеля, удостоенного в 1939 году почетного звания «Народный артист «УзССР», пригласили на работу в соседний Казахстан на должность руководителя и главного режиссера театра оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. Три года спустя, вернувшись в Ташкент, он   с 1943 и по 1964 год был главным режиссёром в Театре оперы и балета имени А. Навои. С 1947 года Эмиль Юнгвальд-Хилькевич перешел   на педагогическую работу в Ташкентской консерватории, получив вскоре звание доцента.  Скончался Юнгвальд-Хилькевич в 1967 году и был похоронен на Боткинском кладбище в Ташкенте.

Его единственный сын Георгий, окончив Ташкентский архитектурный институт, не был удовлетворен полученной специальностью и несколько лет спустя, почувствовав в себе тягу к творческому развитию, решил пойти по отцовским стопам: в 1963 году он  становится студентом Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского. После завершения учебы разносторонне одаренный молодой человек короткое время поработал художником в нескольких ташкентских театрах, художником на киностудиях «Узбекфильм» и «Таджикфильм», а также художественным руководителем Ташкентского мюзик-холла.

Затем, окончив высшие курсы сценаристов и режиссёров на «Мосфильме», он перебирается в Одессу и снимает на местной киностудии свой первый фильм — фантастическую комедию «Формула радуги». Три года спустя Георгий Юнгвальд-Хилькевич выпускает еще  два фильма, один из которых — «Опасные гастроли» — принёс режиссёру первую известность. Главные роли в этом фильме сыграли Владимир ВысоцкийНиколай Гринько и Ефим Копелян. В 1971 году Георгий за свою новую картину «Дерзость», он  был отмечен дипломом кинофестиваля в Праге. Но, без всякого сомнения, можно утверждать, что всесоюзную славу и любовь зрителей Георгию Юнгвальд-Хилькевичу принесла киноэпопея «Д’Артаньян и три мушкетёра», снятая им в 1978 году.

Не менее известными стали такие его фильмы, как «Ах, водевиль, водевиль…», «Сезон чудес» с участием Аллы Пугачёвой и Михаила Боярского, «Выше Радуги». Резкий перелом в жизни режиссера произошел в 1988 году. К тому времени маститый кинорежиссер был уже дважды женат. Первой его женой стала Светлана Валериановна Маркова, одна из самых красивых девочек в Ташкенте. Конечно же, любвеобильный Георгий обратил на неё внимание и вскоре соблазнил. Девушка оказалась девственницей, и он был обязан на ней жениться. Правда, мама девушки, жена офицера, посчитала его недостойным своей дочери и сняла с него обязательство жениться.

Но Светлана через несколько лет сама пришла к нему вся в слезах. Она так и не смогла его забыть. На следующий же день после её визита они подали заявление в ЗАГС. Вскоре на свет появилась Наталья, очень похожая на отца. Возможно, они могли бы прожить вместе целую жизнь, но у неуёмного режиссёра случился очередной роман. На этот раз с балериной Татьяной Черновой, солисткой Узбекского театра оперы и балета имени А. Навои. Разведясь со Светланой в 1970-м году, он стал сожительствовать с новой пассией, которая вскоре стала   вполне успешным ассистентом режиссёра на его картинах. Она была очень умна и чувствительна, но одновременно невероятно ревнива. Какое-то время он даже перестал обращать внимание на других женщин, но после некоторого перерыва снова пустился во все тяжкие.

Красивый и обаятельный мужчина, блиставший начитанностью и остроумием, в молодости переболел серьезной болезнью и с трудом излечившись от нее, до конца своей жизни Георгий вынужден был ходить, опираясь на   палочку. Однако это совершенно не мешало ему пользоваться любовью противоположного пола: он был всегда окружен жаждущими близкого общения женщинами, влюбленными не только в самого Георгия, но и в его славу и деньги. Посему времени на Татьяну у него было явно недостаточно.

В 1988 году режиссер Юнгвальд-Хилькевич решил снять приключенческий фильм «Узник замка Иф» по мотивам романа Александра Дюма. Актеры на все роли вскоре были отобраны и   утверждены. Оставалось лишь найти исполнительницу на роль наложницы Гайде, юной восточной возлюбленной графа Монте-Кристо. На роль этой красавицы Георгий Эмильевич хотел найти девушку с экзотической внешностью, но «без огня эмансипации в глазах». И тогда он со своей командой отправился на поиски на свою «малую родину» — в Узбекистан.

Находясь в Ташкенте, Хилькевич первым делом решил побывать в местном хореографическом училище. Однако на первых порах он испытал разочарование, ибо большую часть будущих балерин составляли девочки европейского происхождения. Однако же удача все же улыбнулась ему. Ему посоветовали обратить внимание не 17-летнюю Нодиру Мирзаеву, которая явно выделялась на фоне девушек местной национальности. Едва взглянув на девушку, Георгий увидел в ней именно то, что искал. При этом он разглядел в ней вовсе не актрису, а обаятельную женщину. Режиссёр и опытный ловелас сразу понял, что, несмотря на свой солидный возраст, он влюбился в Нодиру, словно мальчик.

Нодира Мирзаева в роли Гайде

Она словно свела с ума Хилькевича своим томным взглядом, гибким станом и соблазнительной грудью. Большие глаза с пушистыми длинными ресницами были такими манящими, а алые губы, словно огнём обжигали и волновали душу.  Несмотря на столь юный возраст, Нодира прекрасно знала о своих достоинствах и умело их пускала в ход. И у него возникало непреодолимое желание обладать этой красотой: вечером того же дня состоялись пробы и начинающую балерину сразу же утвердили на роль Гайде…

      Обычная узбекская девушка Надира Мирзаева, никогда ранее и не помышляла быть актрисой. Она вообще особо ни о чем не мечтала, так как судьбы мусульманских девочек в Средней Азии были стандартно расписаны еще предками с внесением небольших коррективов советской эпохи: закончить школу, выйти замуж, нарожать и воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. В жилах Нодиры текла смешанная кровь: ее бабушка с отцовской стороны, Фаузия Губаевна, была по происхождению казанской татаркой. Выйдя замуж за узбека Мирзаева, она родила двух сыновей.  Однако брак их распался, и муж уехал в Андижан, где завел новую семью. Старший сын, став самостоятельным, перебрался в Ташкент, а младший остался жить с матерью в городе Карши.

В первой половине 1960-х годов, вняв настоянию старшего брата, Султан Мирзаев уезжает в Ташкент и вскоре заводит там свою семью. В 1969-м году у них появляется дочь Нодира. Отучившись несколько лет в средней школе, девочка продолжила обучение в хореографическом училище. В те годы узбекские мамы в силу мусульманских предрассудков считали для себя недопустимым, чтобы их дочери танцевали на сцене с оголенными ногами. Однако отец Нодиры, полукровка Султан, именовавшийся в русскоязычном окружении Славиком, особо не противился желанию дочери стать балериной. Да и бабушка Фаузия, несмотря на сопротивление своих узбекских родственников, поддержала внучку…

Пылавший страстью режиссер, проживший три десятилетия в Ташкенте, прекрасно осознавал строгость мусульманских обычаев и, не в силах совладать со своим чувством, он уезжает в Ригу и начинает снимать первые серии фильма «Узник замка Иф». Когда они были близки к завершению, Татьяна заявила мужу, что без исполнительницы роли Гайде фильм стоит под угрозой срыва. Полагая, что Георгий просто из-за своей придирчивости не может выбрать героиню и потому затягивает время съемок, она настаивает на кандидатуре Нодиры. Довольный таким поворотом дела Хилькевич соглашается, но при этом предупреждает: «Хорошо, я возьму её. Но запомни: это ты её вызвала, а не я!»

Вскоре девушка из Ташкента приехала на съемки. Хилькевич теперь открыто начал ухаживать за ней и прилюдно оказывать всяческие знаки внимания. Через несколько дней, не в силах более сдерживать переполнявшую его страсть, Георгий переезжает к Нодире в номер гостиницы. Бурный роман приводит всех в недоумение, ему пытаются «открыть глаза», говорят, что юной азиатке нужен не он, а только роли, деньги и слава. И, получив все это, она его непременно бросит, ибо молодая и красивая девушка просто не может полюбить мужчину в почтенном возрасте… Влюблённых обсуждали на каждом углу, некоторые над ними посмеивались, ехидничая, что Георгий годится в отцы Нодире.  Родители Мирзаевой первоначально были категорически против романа дочери с женатым мужчиной, который к тому же был старше девочки на три с половиной десятилетия. Но Георгию с Нодирой не было никакого дела до пересудов. Режиссёр был точно уверен, что нашёл женщину своей мечты, и теперь ничто не сможет разрушить это счастье.

Когда съёмки фильма окончились, Нодира вернулась в Узбекистан и стала танцовщицей   узбекского государственного ансамбля «Шодлик» в Ташкенте. Шесть последующих лет Юнгвальд-Хилькевич приезжал к своей любимой при первой же возможности, буквально разрываясь между ней и законной женой. Нодира понимала, что у Георгия есть семья и даже не надеялась, что когда-нибудь будет жить вместе с ним на законных основаниях. В один прекрасный момент она, вдруг почувствовав, что больше так не может   продолжаться, ушла из ансамбля и приехала к любимому в Одессу. Он снял для Нодиры квартиру, и теперь влюблённые могли быть рядом каждый день. Они, теперь уже ни от кого не скрываясь, везде появлялись только вдвоём.

 В 1990 году чета переехала в Москву, а через пять лет уроженцы Узбекистана зарегистрировали свой брак официально.  В сентябре 1997 года у супругов родилась долгожданная дочь, которую в память о матери Георгия нарекли Ниной.  В том же году Хилькевич стал главным режиссёром, сценаристом и художником в Театре кошек Юрия Куклачёва. И одновременно в качестве художника-постановщика оформил множество спектаклей в различных театрах Одессы, Москвы, Ташкента и Парижа. 

Хилькевичу часто приходилось бывать за рубежом. Отныне неизменно с юной супругой. Нодира объездила с горячо любимым мужем полмира, побывав в США, Франции, Италии и Германии. Нельзя назвать их семейную жизнь безоблачной.   Как и   многие талантливые личности Хилькевич обладал весьма неординарным характером. Кроме того, режиссера преследовали различные болезни. Иногда у него случались запои. Однако молодая супруга стойко выдерживала все его депрессивные состояния и всегда была с ним в сложную минуту, оставаясь для Георгия надёжной опорой. Любовь Георгия Эмильевича с Надирой растянулась на долгие годы: 27 лет он прожил со своей любимой женщиной «душа в душу».

Нодира Мирзаева с дочкой Ниной

Предсказания «доброжелателей» Георгия явно не оправдались: Нодире не нужна была артистическая карьера, слава и деньги режиссера: Хилькевич не сделал молодую жену знаменитой актрисой, сняв её всего в двух своих фильмах.  Нодира, однако же,  познала в жизни гораздо большее – настоящее счастье с человеком, который любил её и был предан все годы их совместной семейной жизни. Георгий Эмильевич постоянно твердил жене: «Всё, что я делаю, только для тебя, для тебя и для нашей дочери». А в одном из последних интервью он прямо  сказал: «Спустя много лет я люблю Нодиру больше, чем в самом начале наших отношений. Я не могу без неё жить. Она – моя жизнь, в этом весь секрет».

Юнгвальд-Хилькевича еще с юношеских лет испытывал проблемы с сердцем, и, хотя он следил за своим здоровьем, болезнь прогрессировала. В последние годы жизни режиссер наблюдался в научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Но в 2015 году сердце 81-го Георгия стало беспокоить его постоянно, сочетаясь к тому же с частыми болями в области живота.

В ноябре 2015 года у Хилькевича стало резко падать давление, и Нодира   отвезла супруга в Боткинскую больницу. Состояние Георгия Эмильевича было крайне тяжёлое, и после обследования медики приняли решение ввести его в медикаментозный сон. Доктора пытались сохранить его мозг, подключив к аппарату искусственного дыхания, но началась интоксикация, и больной впал в кому. Нодира практически всё время находилась рядом с супругом. Так прошла целая неделя. Затем у Георгия начался сепсис, и, не приходя в сознание, он скончался утром 11 ноября. Без Юнгвальд-Хилькевича жизнь Нодиры опустела, но рядом по-прежнему остаётся плод их любви – дочь Нина, остались также его фильмы, поэзия и живопись…                                                            

                                                                                                                   Рубен Назарьян  

 

                                                                                                         

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На Энергетической неделе Узбекистана Росатом представил перспективные решения по АЭС большой и малой мощности

В рамках Энергетической недели Узбекистана Росатом принял участие в 17-ой Международной выставке «Power Uzbekistan 2024», представив перспективные решения по...

Больше похожих статей