back to top
38.6 C
Узбекистан
Вторник, 8 июля, 2025

Переломный момент в судьбе Европы: спасут ли 750 млрд евро от развала и вируса?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,660ПодписчикиПодписаться
Переломный момент в судьбе Европы: спасут ли 750 млрд евро от развала и вируса?

Европейский союз готов потратить 750 млрд евро на борьбу с худшим кризисом в своей истории. Он надеется, что рекордный антикризисный пакет восстановит единство и экономику крупнейшего в мире политического союза и вернет его на ведущие позиции в мире после Covid-19.

Это прекрасный план. Но его еще должны утвердить 27 стран, у которых решительно расходятся взгляды на то, как поделить общие деньги. В спорах Европа рискует упустить исторический шанс на обновление Старого Света, предупредила Еврокомиссия, представляя в среду проект современного аналога послевоенного плана Маршалла.

«Восстановление будет долгим, а деньги нужны уже сейчас. Быстрое согласование этих предложений станет четким сигналом единства Европы, нашей солидарности и общих приоритетов, — сказала глава Еврокомиссии, фактически правительства ЕС, Урсула фон дер Ляйен. — Это наш шанс, и нельзя его упустить».

Европа — вторая после США экономика мира — сильнее других пострадала от коронавируса. Она и потеряет больше других, прогнозируют власти ЕС и международные организации. Триллионные антикризисные траты призваны вернуть ее к росту, а заодно и ускорить перевод экономики на «зеленые» рельсы.

ЕС еще на заре кризиса экстренно собрал полтриллиона евро на поддержку граждан, бизнеса и стран-членов. Тогда целью было смягчить падение. Новый пакет на 750 млрд — шаг в будущее, попытка запустить заглохшую экономику, подтянуть здравоохранение и помочь особо пострадавшим от вируса странам зализать раны.

Две трети — 500 млрд евро планируется выдать безвозмездно в виде грантов. Остальные 250 млрд дать в долг. Деньги ЕС займет на рынке и вернет за 30 лет, начиная с 2028 года, за счет новых налогов (в частности, на интернет-гигантов и пластик) и взносов стран в общий бюджет.

ЕС надо спешить, чтобы не проиграть конкуренцию: кто первым стартует на выходе из крупнейшего за столетие мирового кризиса, тому проще рассчитывать на лидерство в будущем. Другие богатые страны мира уже включились в гонку: США выделили больше 4 трлн долларов и обсуждают дополнительные вливания. Япония в среду одобрила очередной пакет на 1,1 трлн долларов.

Но даже больше внешней конкуренции ЕС заботят внутренние проблемы. Совместный антикризисный пакет — широкий шаг к их решению. И вот почему.

Почти три десятка европейских стран образуют политический союз, они объединены в гигантский единый рынок и достраивают валютный союз — уже 19 стран перешли на евро, а остальные обязались сделать это в будущем (кроме Дании, но ее крона фактически привязана к евро).

Однако в расходах и долгах никакого единства нет, и до коронавируса шансы на подобие бюджетного союза и общеевропейские займы оценивались как ничтожные. Это тормозит дальнейшую интеграцию и не дает уснуть призраку развала Европы.

А проблема в том, что традиционно прижимистые и финансово дисциплинированные северные страны не хотят иметь совместных долгов с южными экономиками вроде Италии, Испании или Греции. Если занимать совместно, кредиты для северян подорожают, а для южан подешевеют. Что лишит смысла борьбу с популизмом, расточительством и коррупцией — пороками, за которые южане расплачиваются повышенными процентами по своим займам.

Бремя этих расходов ляжет на северные страны, и продать такую идею избирателям в Германии, Швеции или Нидерландах до сих пор ни одному политику не удавалось.

Спад выпуска продукции и услуг далеко не главная проблема этого кризиса. Главное — он разрушил потребление, в результате чего спрос в Европе рухнул на 30%. Люди не спешат тратить деньги, если они у них остались, а выживший бизнес воздерживается от инвестиций. Все это обещает не только спад сейчас, но сложности с восстановлением в будущем.

Именно поэтому французские антикризисные деньги получат не только автогиганты, но и люди в виде субсидий на покупку электрических и гибридных машин. Таким образом власти стимулируют выборочное потребление и промышленные разработки определенной направленности — в данном случае электрификации транспорта.

Цель — избежать подсаживания бизнеса на иглу дотаций, сохранить конкуренцию и направить технологический прогресс в нужное русло. Чтобы потраченные на борьбу с кризисом средства налогоплательщиков пошли не столько на восстановление прежней экономики, сколько на создание новой, «зеленой» и высокотехнологичной.

Алексей Калмыков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Ангрене задержан торговец сильнодействующими препаратами

Сотрудники отдела Департамента при Генеральной прокуратуре по городу Ангрену совместно с сотрудниками ОВД провели оперативное мероприятие, в результате которого...

Больше похожих статей