Центробанк Узбекистана впервые проанализировал уровень и стоимость жизни граждан с различными уровнями доходов и влияние на них инфляции потребительского рынка страны. Согласно полученным результатам, основная доля домохозяйств, а это 38,7 процента респондентов, относится к группе с доходами 2-4 миллиона сумов.
Опрос проводился с 10 по 15 февраля текущего года и охватил 880 респондентов, в том числе по 60 респондентов из каждой области и Каракалпакстана и по 80 из Ташкента и Ташкентской области. 70 процентов опрошенных — городское население, а 30 процентов приходится на сельских жителей.
В структуру получаемых гражданами доходов, разработанную специалистами Центрального банка страны, вошли также еще три группы домохозяйств: от одного до двух миллионов сумов, что составило 7,6 процента респондентов, от четырех до шести миллионов сумов (31,5 процента, и свыше шести миллионов сумов (22,3 процента).
Анализ различия в структуре расходов между группами домохозяйств с различным доходом показывает, что домохозяйства с более низкими доходами большую часть своих расходов направляют на продовольственные товары, а меньшую — на непродовольственные товары и услуги (транспорт, здравоохранение, образование и другие) по сравнению с группами с более высоким доходом.
С увеличением уровня доходов в структуре потребления заметно сокращается доля продовольственных товаров. Доля продуктов питания в потребительской корзине домохозяйств с доходом шесть миллионов сумов и более, в среднем на 26 процентного пункта (п.п.) меньше, чем у домохозяйств с доходом ниже двух миллионов сумов.
Проведенный специалистами Центробанка анализ возрастной категории респондентов показывает, что пожилые люди, как правило, тратят на питание большую долю своих доходов (в среднем 80 процентов), чем молодые, что может отражать тот факт, что молодые люди направляют больше своих доходов на непродовольственные товары и услуги.
При этом, расходы населения в возрасте 30-55 лет больше на 18 процентов чем у возрастной группы до 30 лет и на 63 процента чем у населения старше 55 лет. Относительно высокая доля непродовольственных товаров в структуре потребления населения в возрасте 30-55 лет связана с тем, что представители данной группы в основном являются плательщиками коммунально-бытовых услуг и других финансовых обязательств.
Полученные данные показателей инфляции в разрезе регионов свидетельствуют о том, что темпы инфляции действительно различаются по регионам и могут существенно отличаться от средних показателей по стране.Средний уровень инфляции в стране в целом был ниже, чем уровень инфляции в регионах с высокими доходами, в таких как город Ташкент, Ташкентская и Бухарская области (за исключением Навоийской области).На долю жителей этих регионов приходится 30 процентов от общей численности населения.
Средний уровень инфляции в стране был выше, чем уровень инфляции, испытываемый домохозяйствами в некоторых регионах с относительно низкими доходами, а именно в Республике Каракалпакстан, Ферганской, Наманганской и Сурхандарьинской областях. Жители этих регионов составляют 27% от общей численности населения.
Домохозяйства с доходами в диапазоне от одного до двух и от двух до четырех миллионов сумов испытывали темпы инфляции на 0,6-1,4 п.п. выше, чем домохозяйства с доходом шесть миллионов сумов и выше.
Поскольку группы с более низкими доходами тратят большую долю своих расходов на продовольствие, они испытали более высокую инфляцию из-за более значительной продовольственной инфляции в 18,6 процента в 2019 году. Группы населения с более низкими доходами также в меньшей степени выиграли от снижения темпов роста цен на непродовольственные товары в течение данного года.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ