Во время воспроизведения фильмов мы слышим массу звуков. Это различные шумы, музыкальное сопровождение, речь актеров. Не всегда получается записать нужные звуки вживую, то есть в виде чистовой фонограммы, во время съемок кино. Иногда требуется переозвучить отдельные фрагменты, куски текста. Чтобы это сделать, нужны услуги специальных студий, в которых работают артисты-шумовики, звукорежиссеры и многие другие специалисты.
В специализированных foley studio воспроизводятся те звуки, шумы, речевое озвучание, которые невозможно получить на съемочной площадке. Услуги специалистов актуальны и в тех случаях, когда звук, речь получились не того качества или вида, что требуется. Почитать подробнее о
Зачем и когда нужно речевое озвучание
Есть неверное представление у многих людей о том, каким должен быть звук в кино. Почему-то принято считать, что озвучка должна непременно создаваться прямо на съемочной площадке и не иначе. Однако на деле это не всегда достижимо. Начать хотя бы с того, что не всегда воспроизводятся звуки, которые есть в природе, т.е. в реальном мире. Имеются в виду голоса мифических существ, роботов или инопланетян. Далее голос или звук должен быть в некоторых случаях максимально усилен для достижения требуемого режиссером эффекта. Воспроизвести это в реальности не всегда представляется возможным. Бывает так, что перезаписывать нужно не полностью все, а лишь те куски и фрагменты, которые не получились или вышли недостаточно яркими с точки зрения звучания. Это могут быть отдельные реплики, междометия, а также дыхание героя в фильме и многое другое.
Речевое озвучание – это финальная озвучка фильмов, призванная сгладить все дефекты. Иногда озвучание делается с нуля, когда черновая версия заменяется на 100 процентов. Как происходит процесс? Когда идут съемки, обязательно создается черновая фонограмма. Это делается независимо от того, будет она применена в финальном миксе или нет.
Обычно этот черновик делается как раз из того расчета, что кинофильм в дальнейшем будет полностью переозвучен в специализированной студии. Черновая озвучка производится на менее качественном оборудовании, чем при создании чистового варианта. У нее совсем другие задачи, в частности, она нужна для того, чтобы была ориентация по репликам. Ведь на съемках киноленты бывает так, что реплики могут меняться местами или могут быть видоизменены актером тем или иным образом. Черновая фонограмма подается в наушники артисту в качестве референса. Роль звукорежиссера здесь заключается в том, чтобы помочь исполнителю, озвучивающему кадр. Звукорежиссер обязан проследить за его интонацией, за подачей материала, чтобы правильно направить или исправить человека при необходимости.
В чем нюансы озвучания
Есть масса причин, согласно которым эта работа является достаточно сложной. При озвучании требуется принять во внимание массу тонкостей, которые сильно влияют на процесс в общем. Например, если нужно неполностью переписать озвучку, а лишь ее часть, то следует применить приблизительно те же модели микрофонов, которые были на съемочной площадке. Лучше, чтобы они были хотя бы одного типа, иначе вписанные фрагменты будут сильно выделяться на общем фоне, получится явный диссонанс.
Следующий нюанс. При записывании площадки главный фокус идет на реплики и звуки рта. В это же время в синхронизации обязательно должно идти множество сопутствующих звуков и шумов, различных звуковых эффектов – шорохи одежды, шаги, вздохи и пр.
Очень важно здесь то, что перечисленное выше должно звучать не для галочки, фона, а с определенной, ярко выраженной целью. Такая озвучка в профессиональной студии обладает характером, экспрессией. Все из-за того, что данные звуки вносят свой вклад в атмосферу момента и кинофильма в общем. Еще они задают определенный посыл предметам или подчеркивают характерные особенности действующих лиц. Из сказанного становится понятно, что такие звуки достаточно оригинальные и уникальные, чтобы их без труда можно было взять в любой фонотеке.
Для артиста-шумовика исполнение является предельно важным. Оно обязано быть эмоциональным, выразительным и максимально содержательным. Артист foley подобно музыканту воспроизводит разнообразные звуки с живой динамикой. Их нельзя найти в готовом виде по той причине, что каждая кинокартина уникальна. Фонотека не в состоянии на сто процентов реализовать ту цель и задумку режиссера, которая предполагается в каждом конкретном случае. Причем не нужно обязательно думать, что фонотеки в таком случае не нужны вовсе. Даже в высокопрофессиональном киносъемочном процессе они активно используются для того, чтобы воспроизвести шум открывания дверей или автомашины. Речь идет о том, что задача foley артиста – это оригинальные и особенные звуки. Это может быть озвучивание разных стилей ходьбы людей – старческая, шаркающая походка, легкая и игривая ходьба молодой девушки.
Другие интересные особенности речевой озвучки
Одна из главных причин, согласно которым лучше создавать оригинальное звучание, а не из фонотек, следующая. Это значительная экономия сил и времени. Намного проще записать нужную озвучку и шумы в студии под конкретные задачи, чем пытаться приспособить уже существующие звуки под совершенно нестандартные ситуации в кино. Шумовик и звукорежиссеры создадут быстро и оперативно тот звук и речь, которые требуются. Далее нужно лишь заняться финальным монтажом, и дело сделано.
При создании кинофильмов используют три типа съемки:
- под фонограмму;
- синхронная съемка;
- с озвучением впоследствии.
В этой статье мы рассказываем именно о третьем способе озвучки фильма. Как уже говорилось выше, необязательно, что озвучание переписывается на сто процентов. Иногда требуется лишь замена того или иного фрагмента.
Если съемка идет синхронно, не всегда звук выходит идеальным. Помехой могут стать шумы в кадре, несовершенная дикция киноартистов и т.д. Подвести может и плохая акустика. Речевое озвучание решает эти проблемы и затруднения. Работа в специализированной студии нужна, если полученный изначально вариант озвучки не понравился режиссеру фильма или был забракован звукорежиссером.
Где еще встречается речевое озвучание
Его можно встретить при проведении дубляжа кинофильмов. Еще оно проводится во время записи дикторского текста, а также при закадровом комментарии в научно-популярных, документальных кинолентах, в мультфильмах, аниме. В художественном кинофильме озвучание почти всегда проводится только после монтажа кинокартины.
В наше время использование цифровых технологий позволяет получить сочетания звуков и картинок, которые равны практически бесконечности. Также это позволило сократить издержки на производство. Кинематографисты стараются написать речь киноактеров синхронно, поскольку это удобно для всех, включая артистов, а также экономически целесообразно. Однако при создании любой кинокартины бывают эпизоды, которые в силу тех или иных техническим нюансов начисто записать невозможно. Причиной переозвучивания бывает также и особенная оригинальность темы, даже политические мотивы. Число подобных эпизодов достигает примерно 30 процентов. Их озвучивают в студиях речевого озвучания и записи шумов (foley studio).
Надеемся, вы поняли из нашей статьи, насколько ответственна и важна роль специализированных студий —