В Узбекистане принят закон «О специальных экономических зонах», состоящий из 48 статей.
Согласно документу, под специальной экономической зоной подразумевается территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона.
Государственное регулирование в сфере организации функционирования и развития специальных экономических зон осуществляет Кабинет Министров.
Специальные экономические зоны создаются на базе пустующих и бездействующих объектов государственной собственности, территорий административно-территориальных образований, а также на землях несельскохозяйственного назначения, говорится, в частности, в законе.
Земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в исключительных случаях для специальных экономических зон фармацевтического и аграрного направления только для выращивания сельскохозяйственной продукции и лекарственных растений. Специальным экономическим зонам, имеющим иную функциональную и отраслевую специализацию, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться отдельными решениями Президента Республики Узбекистан.
В документе говорится, что финансовое обеспечение программы развития специальной экономической зоны осуществляется за счет собственных ресурсов зоны, частных источников, средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Специальные экономические зоны могут создаваться в виде:
— свободных экономических зон;
— специальных научно-технологических зон;
— туристско-рекреационных зон;
— зон свободной торговли;
— особых промышленных зон.
Статьей 15 определены общие требования к инвестиционным проектам, предлагаемым для реализации на территории специальных экономических зон.
К ним относятся:
— соответствие требованиям законодательства в области архитектуры и строительства, технического регулирования, экологии и охраны окружающей- среды, охраны труда и промышленной безопасности;
— наличие источников финансирования;
— соответствие функциональной и отраслевой специализации специальной экономической зоны;
— соответствие параметров технологического оборудования и технологических процессов современным требованиям энергоэффективности.
При этом инвестиционные проекты, предлагаемые для реализации на территории свободных экономических зон, к моменту подачи инвестиционной заявки должны предусматривать производство новых видов продукции, не производимой в Республике Узбекистан или объемы производства которой в Республике Узбекистан не покрывают потребности внутреннего рынка.
В свободных экономических зонах не допускается реализация инвестиционных проектов по производству видов продукции, по которым создана конкурентная среда, внутренний рынок насыщен или имеются отечественные производители аналогичной продукции, объемы производства которой покрывают потребности внутреннего рынка.
На территории специальных экономических зон запрещается:
— производство, не отвечающее экологическим стандартам и стандартам охраны труда;
— производство оружия и боеприпасов, торговля оружием и боеприпасами;
— производство ядерных материалов и радиоактивных веществ, торговля ядерными материалами и радиоактивными веществами;
— производство алкогольной и табачной продукции;
— обработка сыромятной кожи, загон или убой животных;
— производство цемента, бетона, цементного клинкера, кирпича, железобетонных плит, продукции из угля, извести и гипса;
— переработка, разложение, сжигание, газификация, обработка химическими средствами, окончательное и (или) временное хранение и (или) захоронение под землей всех видов отходов;
— размещение нефтеперерабатывающих заводов, атомных электростанций, ядерных установок, радиационных источников, пунктов и установок, предназначенных для хранения, утилизации и переработки отработанного ядерного топлива, радиоактивных веществ и отходов, а также иных радиоактивных отходов, говорится в законе, который вступит в действие в мае 2020 года.
В.НОВИКОВ